Народные миллионы: памятники, построенные на деньги москвичей - Московская перспектива

Народные миллионы: памятники, построенные на деньги москвичей

Народные миллионы: памятники, построенные на деньги москвичей
Народные миллионы: памятники, построенные на деньги москвичей Фото: wikipedia/commons
Что общего у памятников, построенных на частные средства, с "зиккуратом" на Оружейном и зданием на Лубянке?

Мемориал героям Первой мировой войны

В России по-настоящему обратили внимание на память о событиях Первой мировой только в 100-летнюю годовщину конфликта. Памятник самой забытой из крупных войн XX века был установлен на Поклонной горе 1 августа 2014 года. Инициаторы создания монумента подчеркивали, что на него пошли, главным образом, народные деньги. За лучший проект голосовали в интернете (причем не только жертвователи); всего удалось собрать 99 млн рублей; недостающую часть выделило из резервного фонда города правительство Москвы.

Victory_park_-_panoramio_(3).jpg

Для реализации композиции выбрали проект скульптора Андрея Ковальчука. Центральная часть памятника представляет фигуру солдата с трехлинейкой, задняя – панорамная – офицера, поднимающегося в атаку на фоне российского триколора. На лицевой стороне колонны помещен золотой георгиевский крест, на задней части выгравированы основные события, в которых участвовала тогда русская армия: осада Перемышля, «атака мертвецов», Брусиловский прорыв. Чуть раньше, чем в Москве, был открыт памятник солдатам Первой мировой в Калининграде, он также был установлен на частные пожертвования. В годовщину войны монументы были установлены в Санкт-Петербурге, Липецке, Пскове и Ростове-на-Дону.

владимир Сергей Коровкин.jpg


Памятник князю Владимиру

Один из самых высоких памятников Москва также был создан на народные средства. Планировалось, что 330-тонная фигура князя Владимира будет стоить 94 млн рублей – примерно столько и ушло не ее установку.

Парадоксально, но Боровицкая площадь, входящая в зону ЮНЕСКО, оказалась одной из самых приемлемых с финансовой точки зрения площадок. Ранее предполагавшийся проект установки скульптуры на Воробьевых горах требовал огромных затрат – около 300 млн рублей нужно было потратить на укрепление почвы, чтобы памятник не свалился. Координаты для князя выбирались по результатам голосования в приложении «Активный гражданин». На втором месте (после Боровицкого склона) по его итогам оказалась Лубянская площадь – за идею установки памятника крестителю Руси на месте, где раньше стоял Феликс Дзержинский, высказались 33,12% москвичей. Площадка у Кремля опередила Лубянку всего на полпроцента. Если бы Владимир появился у ФСБ, то стал бы доминантой площади, превосходящей по высоте штаб главной государственной спецслужбы.

Департамент культурного наследия.jpg


Памятник Седьмой Бауманской дивизии

Сбор средств на установку монумента открыли ветераны и депутаты Басманного района. Местом была выбрана площадь Разгуляй – недалеко от нее располагается школа, где формировались отряды из студентов, которые отправлялись на советско-германский фронт под Смоленском.

Скульптурная композиция состоит из двух фигур: женщины, которая держит портрет погибшего безымянного солдата, и девочки. На гранитном постаменте закреплена табличка «Бауманскому народному ополчению 1941 года от благодарных москвичей». Над памятником работал Зураб Церетели вместе с Михаилом Посохиным, который известен участием в проекте башни «Меркурий» в «Москва-Сити» и офисным комплексом «Оружнейный», прозванным за свою форму в народе «зиккуратом».

калашинков вики.jpg


Памятник Михаилу Калашникову

В 2016 году Российское военно-историческое общество объявило сбор средств на памятник Калашникову, создателю самого популярного автомата в мире. Позже в РВИО заявляли, что удалось собрать 35 млн рублей. Среди жертвователей даже была объявлена акция – розыгрыш автомата, переделанного под небоевые задачи. Однако памятник военному конструктору стал самой непопулярной среди скульптур, построенных на народные деньги в Москве, – через краудфандинг удалось собрать всего 26 тыс. рублей.

Проект памятника создал скульптор Салават Щербаков (в т.ч. автор Владимира на Боровицкой площади). Его появление вызвало резкую критику со стороны местных жителей, градозащитников и общественных деятелей. Пика ситуация вокруг монумента достигла, когда один из блогеров обнаружил в композиции монумента немецкое оружие. Позже эту часть памятника спили обыкновенной болгаркой. Сам Салават Щербаков заявлял, что ничего нового на месте снесенной части добавлять не нужно, а негативную критику своей работы он объяснил тем, что во всем мире идет борьба за лидерство и «Россию хотят поставить на колени».

стена скорби mosru.jpg


Стена скорби

О том, что сталинские репрессии больше никогда не должны повториться, заговорили сразу после развенчания культа личности – при Никите Хрущеве. Тогда же генсек впервые высказал идею об установке памятника людям, погибших в ГУЛАГе. Однако до конца 1980-х идея оказалась забытой. В 1990 году Моссовет принял решение установить памятник на Лубянке – прямо напротив здания бывшего НКВД. Тогда с территории бывшего СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) был привезен валун, около которого ежегодно проводится акция «Возвращение имен».

Однако правозащитники, в том числе председатель совета при президенте по правам человека Владимир Федотов, неоднократно заявляли, что скромного камня для памяти недостаточно. На конкурс было прислано больше 330 проектов. В итоге победу одержал народный художник РФ Георгий Франгулян.

Wall_of_Grief_-_opening_ceremony_(14).jpg

Стена скорби – самый дорогой московский памятник, построенный на народные средства. Его общая стоимость составила 460 млн рублей, из которых 160 млн рублей собрал Фонд жертв политических репрессий. Памятник высотой в шесть и длиной в 35 метров представляет собой множество устремленных ввысь человеческих фигур. Контуры украшают прориси православных икон. Слово «помни» выбито по краям стены памятника на 22 языках (в том числе 15 официальных языках народов СССР). Главный научный сотрудник ИНИОН РАН Ольга Малинова отмечала, что разрешение властей на «народную» Стену скорби стало революционным для России – до ее установки власти поощряли появление в городах только прославляющих историю монументов.