Новые хабы завоевывают Москву - Московская перспектива
Новые хабы завоевывают Москву

Новые хабы завоевывают Москву

Новые хабы завоевывают Москву
Новые хабы завоевывают Москву
Власти столицы взяли курс на максимальную интеграцию всех видов рельсового транспорта

Некоторые транспортно-пересадочные узлы, объединяющие станции метро, железнодорожные платформы и маршруты наземного городского транспорта, по пассажиропотоку будут опережать действующие вокзалы. 

ТПУ «Ховрино», который возьмет на себя часть пассажиров аэропорта «Шереметьево», по оценкам специалистов, будут пользоваться 430 тыс. человек в сутки, а ТПУ «Рязанская» — 400 тыс. «Это существенно больше, чем на Савеловском или Рижском вокзалах и примерно сопоставимо с площадью трех вокзалов», — отмечают в горадминистрации. 

Формирование единой системы городского транспорта, объединяющей метро и железную дорогу, привело к изменению оценок и анализа работы действующих столичных вокзалов. Раньше крупнейшими транспортными узлами Москвы считались площадь трех вокзалов, Савеловский и Курский вокзалы, но они ориентированы на прежнюю схему организации движения, когда подземка и железнодорожное сообщение существовали независимо друг от друга: метро перевозило своих пассажиров, а пригородные электрички фактически работали на подвоз-увоз граждан за пределы Москвы. Теперь, когда взят курс на максимальную интеграцию всех видов рельсового транспорта, отношение к вокзалам стало меняться. «Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров дал поручение пересмотреть существующие подходы», — рассказал в недавнем интервью глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. 

По его словам, некоторые транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые строятся в столице, вполне могут претендовать на то, чтобы стать полноценными вокзалами. 

По крайней мере, по такому показателю, как пассажиропоток, они точно опередят действующие конечные станции, а по возможности пересадок сравняются или обгонят их. Например, уже сегодня на «Петровско-Разумовской» пассажиры могут пересесть на две линии железной дороги и на две линии метро. «Совершенно точно могу сказать, что полноценным вокзалом в будущем станет Карачарово в составе ТПУ «Рязанская». Олег Валентинович Белозёров и наш мэр Сергей Семенович Собянин даже назвали его восточными воротами столицы», — отметил Марат Хуснуллин. 

А ведь еще совсем недавно станция Карачарово, построенная на Горьковском направлении МЖД, не пользовалась популярностью у пассажиров — значительная часть электричек проезжала ее без остановки. Ситуация кардинально изменилась буквально за три года. В 2016 году поблизости открылась станция МЦК Нижегородская, и часть пассажиров перестала ездить до Курского вокзала. Еще год спустя в связи с развитием подземки правительство Москвы и руководство ОАО «РЖД» приняли решение перенести остановочный пункт Карачарово поближе к будущим станциям метро и железнодорожному кольцу. В 2018 году здесь открылась первая новая платформа. 10 января 2019 года — вторая. А к концу 2019 — началу 2020 года после открытия третьей платформы и завершения строительства дополнительных главных путей на Горьковском направлении МЖД будет значительно увеличено число электричек, останавливающихся на Карачарово, интервал движения между ними в часы пик сократится сначала до 4,5 минуты, а затем и до 3 минут.

По словам представителей РЖД, для части поездов, в том числе дальнего следования, Карачарово станет конечной станцией, что позволит разгрузить Курский вокзал. 

В дальнейшем здесь также будут останавливаться скоростные поезда, курсирующие по ВСМ Москва — Казань. Поскольку помимо железнодорожной станции ТПУ «Рязанская» объединит также две линии метро, МЦК и маршруты наземного пассажирского транспорта, количество пользователей, по расчетам специалистов, превысит 400 тыс. человек в сутки. «Это сопоставимо с пассажиропотоком площади трех вокзалов», — отметили в стройкомплексе. 

Примерно такой же пассажиропоток ожидается в ТПУ «Ховрино», строительство которого полностью завершится в 2020 году. По словам Марата Хуснуллина, новый транспортный хаб примет на себя часть потока пассажиров аэропорта «Шереметьево», будет выполнять функции перехватывающего паркинга для автомобилей, следующих в Москву по трассе Москва — Санкт-Петербург, станет конечной станцией для междугородних и международных автобусных маршрутов, а также позволит разгрузить Ленинградский вокзал за счет удобной пересадки пассажиров пригородных поездов (РЖД собирается открыть здесь станцию Октябрьской железной дороги) на метро. «ТПУ «Ховрино» обеспечит пересадку между четырьмя видами транспорта — это метро, железная дорога, наземный общественный транспорт и автомобиль. По нашим оценкам, пассажиропоток транспортного комплекса составит свыше 430 тыс. человек в сутки», — отметил заммэра. Перспективы стать вокзалом, по его оценкам, есть также у ТПУ «Окружная», где объединятся подземка, МЦК и Савеловское направление железной дороги. Ожидается, что пассажиропоток этого узла достигнет 138 тыс. человек в сутки.

Наиболее активными пользователями ТПУ станут жители районов Северный, Алтуфьевский, Бескудниковский, Отрадное, Лианозово, Западное и Восточное Дегунино, а также пассажиры пригородных электричек, которым больше не придется ездить до конечной станции. 

Однако с Савеловским вокзалом получается интересная история. Его пассажиропоток также увеличится за счет строительства Большой кольцевой линии метро и реализации проекта по созданию Московских центральных диаметров (МЦД), один из которых (Лобня — Одинцово) пройдет через этот вокзал. «Будущий транспортный узел, строящийся на площади, обеспечит комфортную пересадку между станциями метро «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий, МЦД и пригородным электричками. Им будут пользоваться порядка 245 тыс. человек в сутки», — отметили в стройкомплексе. Иными словами, не только ТПУ будут становиться новыми вокзалами, но и старые вокзалы получат стимулы к развитию благодаря включению в состав ТПУ. «Раз меняется пассажиропоток, меняется все: количество выходов из метро, число наземного транспорта, остановок такси, прогулочных зон, загрузка улично-дорожной сети. Поэтому и нужна большая работа по переосмыслению роли вокзалов в Москве», — подчеркнул Марат Хуснуллин. 

По его словам, в тех ТПУ, которые находятся на железнодорожных направлениях, нужно делать дополнительные остановки поездов дальнего следования, чтобы пассажиры могли выбирать — ехать им в центр города или пораньше пересесть на БКЛ, МЦК или радиальные ветки подземки. Так делается уже почти во всех городах Европы, не только в крупных. На полную интеграцию РЖД и городского транспорта столичные власти отводят пять лет: по истечении этого срока вокзалов (или, как модно говорить, транспортных хабов) в городе станет больше, а осуществить пересадку можно будет между двумя и более видами транспорта.