Новые смыслы Москвы

Новые смыслы Москвы

Новые смыслы Москвы
 Новые смыслы Москвы
Эпидемия коронавируса трансформирует приоритеты роста городов, заставляя урбанистов по-новому подходить к вопросам городской застройки. Исследования показывают, что сегодня люди отдают предпочтение загородной жизни и стараются не пользоваться общественным транспортом. Проблемы развития мегаполисов в условиях пандемии, влияние транспорта на жизнь горожан и девелоперов, а также устойчивое развитие агломераций обсудили эксперты круглого стола «Московской перспективы». Мероприятие прошло в первый день выставки «АРХ Москва»

В последние годы власти столицы большое внимание уделяли развитию дорожной инфраструктуры. За 10 лет в городе открыли 145 новых станций метро, МЦК и МЦД, построили более 300 км линий подземки и свыше тысячи километров дорог. «Многочисленные исследования, проводившиеся в столице, показывают, что транспортная доступность является приоритетным вопросом при выборе жилья. Но отношение покупателей и стратегия развития города меняются. Мы много лет занимались развитием общественного транспорта, у этой задачи всегда был высокий приоритет. Но сейчас люди боятся ездить в метро. И если автомобильный трафик в Москве восстановился за месяц, то пассажиропоток общественного транспорта даже сейчас не вернулся к прошлогодним показателям. Поэтому сейчас на первый план выходит вопрос эпидемиологической безопасности пассажиров и дезинфекции крупных транспортных узлов», – отметил сопредседатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. 

По словам эксперта, новый смысл приобретают и присоединенные к столице в 2012 году Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО). «После первой волны пандемии становится ясно, что люди, которые самоизолировались в квартирах, хуже перенесли локдаун. В этом плане большое значение имеет новая Москва, предлагающая людям новое качество жизни. Это хорошая экология и жилье большей площади при той же транспортной инфраструктуре и московской прописке», – подчеркнул Алексей Расходчиков. Сопредседатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» привел данные исследования центра «Здоровый город: новые тенденции устойчивого развития мегаполиса», согласно которым жители новой Москвы более позитивно оценивают происходящие в столице изменения. 63,5% жителей новой Москвы считают, что за последние два года жизнь улучшилась, тогда как среди москвичей такого мнения придерживаются 58,5% респондентов. Ухудшение жизни отметили 17,3% жителей новой Москвы и 24,9% жителей столицы. 

В исследовании говорится и об оценке действий властей города во время пандемии. «Самой популярной мерой поддержки среди жителей ТиНАО стала адресная помощь – это выплаты семьям с детьми и уход за пожилыми людьми на дому. Но здесь нужно отметить, что одна группа населения оказалась практически без поддержки – студенты. Эту многочисленную категорию нельзя оставлять без внимания, которое может заключаться в увеличении стипендий до уровня прожиточного минимума», – отметил Алексей Расходчиков. Эксперт также отметил, что пандемия меняет приоритеты проблемного поля. «Сегодня классические городские задачи, такие как развитие транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, уходят на второй план. Большее значение у жителей приобретают вопросы здравоохранения и трудоустройства. Также внимания требует и ситуация в сфере миграционной политики», – сказал Алексей Расходчиков. Спикер подчеркнул, что в последние годы развитие новой Москвы отошло на второй план, оттесненное программой реновации жилья и дорожно-транспортным строительством. «Сейчас на росте территорий Троицкого и Новомосковского округов нужно сделать акцент. Именно они больше приспособлены под реализацию принципов устойчивого развития», – отметил Алексей Расходчиков.

С ним согласна руководитель Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина: «Устойчивое развитие городов подразумевает системное улучшение жизни людей, которое с годами остается на том же уровне или улучшается. Это огромная работа, поскольку крупные мегаполисы уже сформированы и перестройка требует времени и средств, тогда как присоединенные территории находятся на стадии активной застройки». По словам Ирины Ильиной, сейчас города возводятся по принципу зонирования. «Это отдельные жилые, рабочие, производственные или культурные кварталы. То есть каждый вид деятельности мегаполиса обособлен. Сегодня во всем мире говорят о необходимости создания мультифункционального зонирования, когда один квартал может обеспечить жителей всем необходимым – жильем, работой, образованием, медициной и отдыхом», – пояснила Ирина Ильина. Она подчеркнула, что существует несколько путей решения этой проблемы. «Самое важное здесь – планировать развитие городов на будущее. Это значит, что наши проектировщики должны стать футурологами. Им предстоит учитывать все обстоятельства, включая эпидемии и другие негативные сценарии», – заключила эксперт.

Новые реалии меняют подход и к проектированию общественных пространств. «Транспортные узлы предполагают массовый пешеходный трафик, в связи с чем в таких помещениях риск распространения вируса возрастает. «Спектрум» совместно с партнерами на основании мировой практики и официальных рекомендаций определил ряд мероприятий, которые способны упреждать и минимизировать распространения вирусов. Первое: необходимо увеличивать пространство, чтобы людям было проще соблюдать дистанцию. Второе: разделять потоки людей, особенно на транспортных объектах, где необходимо физически отделять уезжающих от приезжающих. Третье: соблюдать максимальную бесконтактность. Четвертое: уделять больше внимания системам воздухообмена и дезинфекции», – считает управляющий партнер ГК «Спектрум» Владимир Иванов.

Теги: #