Обзор музея криптографии - необычного выставочного пространства
Музей нашпигован самыми разными технологическими новинками – интерактивными экранами, VR-аттракционами, неоновыми вывесками, вплоть до станций шифрования звука. Сложные вещи, такие как хакерские атаки, технологии блокчейна, способы шифрования, можно понять с помощью наглядных и очень простых приемов, скажем, ящичков для хранения. Каждый из них, если его выдвинуть и прочитать короткое содержимое, дает ответ на многие вопросы. На одном из стендов размещена информация о хакерах и хакерских сообществах. Здесь можно узнать, чем отличается «белый» хакер от «черного», что такое патриотичес-
кий хакинг, о том, как борются хактивисты за снятие ограничений в интернете. И конечно, обычному пользователю-«чайнику» доходчиво объяснят, что такое компьютерный вирус. Важный принцип подачи информации – инклюзивность, трогать, ощущать и даже пробовать использовать многие из предметов может любой посетитель, включая людей с ограниченными возможностями.
Подача информации построена по принципу обратной хронологии – от современности к прошлому. Отдельный большой раздел занимают инструменты тайнописи времен средневековой Руси – кальки, ножи, иголки, другие приспособления, с помощью которых в печатный текст внедряли секретные сообщения. В годы царской России стали широко использоваться механические приборы – довольно громоздкие машины, со временем приобретавшие более скромные размеры. Например, советская шифровальная машина «Сойка» – очаровательный механизм с великолепным дизайном. Кстати, дизайн самого музея разработала Агния Стерлигова, известная своими проектами оформления крупных выставок и музеев. Отметим, что в данном случае для оформления интерьеров музея она выбрала темные тона, что вполне соответствует теме секретности. Имитация кирпичной кладки темных подвалов, металлические решетки производят соответствующее впечатление. В целом же стенды носят позитивный характер. Например, в экспозиции представлены образцы оборудования для скрытого наблюдения, в народе их называют «жучками». Один из них был замурован в огромном декоративном панно, подаренном сотрудникам американской миссии в Москве для размещения в залах посольства.
К интересным разделам можно, пожалуй, отнести зал, посвященный истории, он расположен в цокольном этаже. Внешне краснокирпичное сооружение позапрошлого века напоминает типичные для того времени промышленные объекты – простые, лаконичные, но не без декора. Главным элементом их оформления были красные стены, кое-где украшенные выкладкой «сухариками» (чередованием разных размеров кирпичной кладки). Однако здание в Марфино 1885 года постройки было открыто отнюдь не в промышленных целях, а для воспитания и обучения сирот из семей священнослужителей. В советские годы в нем размещалась тюрьма-лаборатория, знаменитая спецтюрьма «Марфинская шарашка», в которой трудились заключенные и вольнонаемные, в том числе и довольно известные. Для максимального эффекта в подвешенных телефонных трубках можно услышать «голоса прошлого» – запись переговоров сотрудников того времени. Все архивы «шарашки» были уничтожены, а то, что представлено в ней сегодня, собиралось по крупицам, рассказывает куратор музея Анна Титовец. Например, шифровальные машины прежних десятилетий в основную экспозицию были переданы правительством Москвы.
Есть в музее на Ботанической улице и стенды, посвященные героям своего времени, разведчикам Рудольфу Абелю и Рихарду Зорге, и тому, как им удавалось передавать секретные данные в советское правительство. Некоторые экспозиции рассказывают и о первооткрывателях в развитии этого направления – советских и зарубежных ученых, двигавших науку секретности, поставивших ее на рельсы современной технологии. А отцом-основателем профессии шифровальщика считается арабский ученый
Абу Юсуфу аль-Кинди, еще в 850 году описавший частотный анализ, который даже в эпоху цифровизации является одним главных методов криптоанализа. Музей воплощает свое просветительское начало не только открытием секретов прошлого, но и организацией лекций, курсов для молодежи, мастер-классов, участия в фестивалях.