Опубликован первый концепт реконструкции Большого Московского цирка - Московская перспектива
Опубликован первый концепт реконструкции Большого Московского цирка

Опубликован первый концепт реконструкции Большого Московского цирка

Опубликован первый концепт реконструкции Большого Московского цирка
Опубликован первый концепт реконструкции Большого Московского цирка
Знаменитый стеклянный шатер под складчатым куполом, расположенный недалеко от станции метро «Университет», готовится к преображению: в сентябре Комитет по архитектуре и градостроительству столицы объявил о проведении конкурса на разработку архитектурной концепции здания. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, комментируя предстоящие преобразования, отметил, что в планах города создать вокруг исторической арены многофункциональную площадку.

Опубликованный на официальном портале мэра и Правительства Москвы документ четко очерчивает временные сроки подачи заявок: их ждут с 18 сентября по 18 октября. Однако концепцию предстоящих преобразований пока публично обнародовал лишь один возможный претендент на проведение реконструкции. На сайте творческого производственного объединения «Прайд» есть рендеры будущего проекта. Они разительно отличаются от привычного нам купола из стекла и бетона. Команда архитекторов предлагает посмотреть на здание цирка с высоты птичьего полета.

«С развитием цифровых и интернет-технологий человек стал воспринимать архитектуру, не только находясь в городе, но и в социальных сетях и через спутниковые карты. Становится важным создание запоминающегося, уникального образа, – отмечают авторы проекта. – В данном случае для привлечения внимания мы используем кровлю здания, так называемый пятый фасад, который можно увидеть только из окна самолета либо пролистывая спутниковую карту».

Если посмотреть на крышу цирка под определенным углом, то можно увидеть очертания тигра – именно с этими хищниками работают знаменитые дрессировщики братья Запашные. Один из них – Эдгард Запашный – является генеральным директором цирка. Архитекторы пояснили, что их концепция предлагает использовать образ тигра как наиболее яркий, запоминающийся и проводящий параллель с функцией здания Большого Московского цирка.

Ранее главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов озвучил ожидания города от предстоящих преобразований. «Основная идея конкурса – превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов. Это будет культурный центр с различными образовательными и развлекательными программами. В плане архитектуры мы ждем от участников конкурса ярких проектов».

Проект реконструкции должен соответствовать техническому заданию: площадь обновленного комплекса составит около 80 тыс. кв. метров, в том числе 60 тыс. кв. метров займет наземная часть и 20 тыс. – подземная. Комплекс будет вмещать 5 тыс. зрителей. Должна быть предусмотрена автостоянка более чем на 200 машино-мест. Что касается нового формата, здесь предстоит решить непростую задачу: удержать посетителей, замотивировать их провести время в стенах цирка и после окончания представления, а не спешить в гардероб. Нынешнее здание цирка было построено в 1971 году, для своего времени это был очень инновационный и впечатляющий проект. Его автор – архитектор Яков Белопольский. Помимо цирка он проектировал в Москве памятник Юрию Гагарину, здание ИНИОН РАН на Профсоюзной улице, здание РУДН и Дом преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте, трудился над обликом столичных районов Черемушки, Коньково, Беляево, Ясенево, Теплый Стан и Северное Бутово. Мир же знает Белопольского по проектам архитектурной части памятников «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.

Ученик архитектора Николай Лютомский неоднократно вспоминал, что главной особенностью здания цирка стала система пяти сменных манежей: это конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Манежи можно тасовать – один сменяется другим буквально за пять минут без остановки представления. Николай Лютомский признавался журналистам, что при проектировании его учитель использовал механизм подъема, изначально разработанный для ракетного комплекса «Тополь».

К сожалению, за прошедшие полвека многие технологии, применяемые при строительстве самого большого в Европе цирка, морально устарели. Кроме того, за 50 с лишним лет в здании ни разу не проводился капитальный ремонт: износились и пришли в негодность многие конструкции и инженерные коммуникации, в том числе отвечающие за осуществление цирковых представлений. Стало очевидно, что пришло время перемен. Каким будет новый облик цирка, куда в детстве ходили несколько поколений москвичей, мы, возможно, узнаем уже в этом году.