Проректор МАРХИ – о буднях и планах ведущего архитектурного вуза страны

Проректор МАРХИ – о буднях и планах ведущего архитектурного вуза страны

Проректор МАРХИ – о буднях и планах ведущего архитектурного вуза страны
Проректор МАРХИ – о буднях и планах ведущего архитектурного вуза страны
Качественную архитектуру могут создавать только высокообразованные специалисты. Это невозможно без развитой самой архитектурной школы и вузов с давними традициями. Ведущим и единственным сугубо архитектурным вузом России является МАРХИ. Вот уже 274 года МАРХИ продолжает и развивает традиции московской архитектурной школы и успешно справляется с задачей подготовки российских архитекторов. О достижениях, заметных проектах, новшествах и планах на нынешний учебный год и ближайшее будущее в интервью «МП» рассказал проректор МАРХИ по учебной работе и развитию Виталий Кочергин.
В начале сентября стартовал учебный год. Расскажите о планах на него и кратко – об итогах прошлого.
– Действительно, новый учебный год – важное событие для всех наших преподавателей, студентов и сотрудников. В МАРХИ он воспринимается как начало календарного года. Все в предвкушении новых задач, проектов и открытий. Из наших недавних новшеств могу назвать открытие кафедр храмового зодчества, военной архитектуры, архитектуры экстремальных сред и архитектуры медицинских зданий. Последний проект особенно актуален в современных реалиях, когда помимо необходимости реконструкции и строительства зданий медучреждений перед архитекторами стоят новые вызовы –
построить современные, технологичные, а главное – многопрофильные пространства. Это особенно важно при нештатных ситуациях, таких как пандемия, когда возникает необходимость срочно перепрофилировать больницы. А это не всегда возможно.
Для организации и координации работы по строительству таких больниц нужны специалисты на стыке архитектуры и медицины. Поэтому совместно с Сеченовским институтом мы открыли магистерскую программу общественного здравоохранения, где готовят таких специалистов. Как правило, туда поступают студенты с архитектурным или инженерным образованием и получают новые знания по общественным и околомедицинским дисциплинам. Часть лекций читают и наши преподаватели. Этот проект для нас очень важный и перспективный. Планируем его развивать и в текущем году.

МАРХИ – вуз с давними традициями, но наверняка открыт новациям, ведь архитектура невозможна без новых идей. Что из недавних новшеств в обучении, материальном оснащении и других сферах вы могли бы отметить?
– Безусловно, мы даем классическое фундаментальное образование в сфере архитектуры. Однако и эта сфера несмотря ни на что идет в ногу со временем. Технологии активно внедряются в архитектурные и строительные процессы. Разумеется, мы учитываем это в учебном процессе. Так, архитекторы уже начали применять технологии искусственного интеллекта, которые имеют большие перспективы. Наши студенты в своих проектах используют нейросети для расчетов людских потоков для проектирования фойе, например, в аэропорту или других зданиях.

В каких значимых проектах участвует вуз, с кем сотрудничает? Какие планы в этом направлении?
– Традиционно связи МАРХИ были очень обширны. Мы сотрудничали более чем с 50 архитектурными школами со всего мира. Сейчас с международным сотрудничеством сложно. Притом что МАРХИ единственный архитектурный моновуз, мы понимаем, что, как и в любой профессии, нужна здоровая конкуренция. Поэтому стали более активно развиваться внутрироссийские связи, ведь в России более 60 архитектурных школ. Важный этап в этом смысле – ежегодный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ. Существуют совместные проекты, конкурсы, коллаборации, где студенты и преподаватели дискутируют, обмениваются опытом. Из знаковых проектов, которые сейчас реализуются, могу назвать проекты возрождения древних храмов, монастырей и паломнических центров в Пскове, Сарове и других местах. Наша задача – вернуть этим объектам единообразный первоначальный облик. Эти проекты будут продолжаться и развиваться.

11_2.jpg

Какие знаковые проекты вуза можете выделить?
– У нас очень активно студенческое научное общество под кураторством педагогов, которые успешно организуют выездную практику. По запросу из регионов или городов России ребята выезжают и изучают тот или иной объект, местность или город. Результатом этого исследования становится историко-культурная и архитектурно-планировочная карта с предложениями по развитию. Это очень полезный инструмент для многих городов в глубинке и даже целых регионов. Ведь не все из них имеют средства вкладываться в полноценные исследования. Также хочу отметить новую практику МАРХИ – магистерские диссертации, ориентированные на реальные объекты. Авторы работ взаимодействуют с регионами, делают исследования. Заказчики самые разные – от больниц до птицефабрик. Планируем довести долю таких диссертаций до 80%.

Что позволяет вузу не терять связи с реальностью? Вы даете фундаментальное профильное образование, но готовите по большей части практиков. Что в учебном процессе позволяет обучать успешных архитекторов?
– В рамках программы бакалавриата мы даем базовые знания и навыки. Наши выпускники-бакалавры готовы для выполнения узких и достаточно простых задач. Для более сложных мы готовим магистров. Магистратура у нас имеет более глубокую и разностороннюю связь с реальностью. Наши студенты часто выезжают на объекты, общаются с застройщиками, инженерами, заказчиками, подрядчиками, вникают в локальные проблемы, решают практические задачи. Для нас важно показать им реальную картину, чтобы у ребят не было «культурного шока» после выпуска. Наша задача – подготовить специалистов для реальной жизни и работы.

Есть ли связи с архитектурными бюро, застройщиками и другими потенциальными работодателями? Конечно, сейчас нет распределения. Но есть ли у студентов возможность познакомиться со сферой, где предстоит работать, и наладить отношения с будущими работодателями?
– Эти связи налажены и хорошо работают. Начинают наши студенты взаимодействовать с будущими работодателями еще с практики. Но за последние годы сильно изменился проектный рынок. Если раньше были государственные проектные институты, частные бюро, которые имели большой вес, то сейчас значительную часть проектной работы выполняют застройщики, многие из которых имеют свои архитектурные бюро. Многие из них к нам обращались с просьбой подготовить специалистов для их нужд. Пока полноценное сотрудничество с ними не налажено, но мы над этим работаем. Также существуют квоты на целевое обучение, когда регионы или госструктуры заключают контакт с сотрудником, обучают его у нас и гарантированно дают работу. Считаю, что этот инструмент мог бы использоваться более эффективно и студентами, и будущими работодателями. Кроме того, существует студенческая биржа труда, где заключаются соглашения с работодателями. На подходящие вакансии мы направляем наших студентов. Вакансий довольно много. Вообще, много способов найти работу для архитектора. Но если у кого-то не получается это сделать, мы помогаем.

Какое место занимает МАРХИ в международных рейтингах? Насколько ценятся в мире его выпускники?
– Несмотря на сложную международную обстановку, нас включают в международные рейтинги и даже ставят на довольно высокие позиции. Так, международная компания и известный организатор архитектурных конкурсов BEE BREEDERS в 2022 году опубликовала мировой рейтинг архитектурных образовательных организаций высшего образования. По его итогам МАРХИ занял 7-е место в списке из нескольких сотен образовательных организаций по всему миру. В основу критериев рейтинга положено качество подготовки студентов и активность их участия в международных профессиональных конкурсах. Что касается востребованности наших выпускников, то нужно понимать, что архитектурный рынок в мире один самых национализированных. Факторов много: от культурных и технологических традиций, различающихся в разных странах, до разных технических, пожарных и других норм. То есть нельзя, получив образование, например, в Дубае, работать в Японии, или, получив диплом в Южной Корее, работать в США. Конечно, есть механизмы подтверждения дипломов, но сделать это сложно. Поэтому работать полноценным архитектором в другой стране сложно. Но можно найти себя в сфере дизайна, урбанистики, социальных проектов, разработки концепций и т. д. Отмечу, что наши выпускники высоко ценятся в мире как специалисты с хорошими навыками ручной графики и макетирования, которые в большинстве стран утрачены.

Поделитесь более долгосрочными планами?
– Большие перспективы видим в развитии дистанционного обучения. Оно получило дополнительный импульс во время пандемии, и мы увидели в нем много положительного, что стоит сохранить. Конечно, в архитектуре нельзя полностью перейти на дистант, но активно использовать эту форму можно и нужно. Особенно это важно в плане межрегионального и международного взаимодействия.