Просто я люблю свою работу

Просто я люблю свою работу

Просто я люблю свою работу
Просто я люблю свою работу
22–25 мая в Гостином Дворе пройдет XXIX Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Организатор – компания «Экспо-Парк», которая занимается самыми крупными в России выставками в области архитектуры, литературы, антиквариата и ювелирного искусства. О том, как сделать культурные мероприятия привлекательными для широкого круга людей, мы поговорили с генеральным директором компании Василием Бычковым.

АРХ МОСКВА – очень масштабное мероприятие. Как долго происходит подготовка, сколько людей в этом задействовано?
– Все подобные мероприятия готовятся год. АРХ МОСКВА в этом году пройдет 22–25 мая, а мы уже начали продумывать
АРХ МОСКВУ-2025. Обсуждаем с экспертами и партнерами тематику, думаем о планировочных и визуальных решениях.
Сколько человек? В компании «Экспо-Парк» 60 сотрудников. Менеджмент делится на дирекции: по ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№, АРТ МОСКВЕ, АРХ МОСКВЕ и т.д. Есть сотрудники широкого профиля –
бухгалтерия, юридический и логистический отделы, руководство, технический персонал, IT-специалисты. Конкретно дирекция по АРХ МОСКВЕ насчитывает семь человек, но это только сотрудники нашей компании. Кроме того, существует огромный пул кураторов, которые работают на каждой из наших выставок. Иногда он формализован в виде экспертного совета, иногда это экспертное сообщество. Если говорить про архитектуру, наверное, человек 40: около 20 кураторов подпроектов выставки и 20–25 архитекторов, которые входят в такой неформальный, скажем, клуб друзей АРХ МОСКВЫ. Плюс наши патроны от Москомархитектуры, включая главного архитектора города Сергея Кузнецова. У нас 200 компаний-участников, которые тоже включены в подготовку. От каждой компании задействованы человек пять. Плюс подрядчики – клининг, медики, кейтеринг, сотрудники Гостиного Двора, строители. Кроме того, у нас усиленные меры безопасности – это три контура охраны, группа быстрого реагирования, кинологи, сканеры на всех входах. В общем, я не преувеличу, если скажу, что над
АРХ МОСКВОЙ работают несколько тысяч человек.

Форс-мажоры в ивенте – это константа. Как вы готовитесь к ним? Какой самый выбивающий из колеи форс-мажор происходил на АРХ МОСКВЕ?
– Организация культурных мероприятий – бизнес высокорискованный, хотя по доходности довольно скромный, он приносит примерно 12,5% прибыли. При подготовке мы все дублируем, делаем все в нескольких вариантах, готовим замену для каждого спикера. А самым серьезным форс-мажором стала, конечно, пандемия. Хлопотами и усилиями Российского союза выставок и ярмарок мы тогда вошли в 19 самых пострадавших отраслей бизнеса. В 2020 году нам удалось провести только одну выставку в короткое окно возможностей в октябре. И это была именно АРХ МОСКВА, она получилась прекрасной и самой культурологической, хотя финансовый оборот просел на 70%. Это было тяжело. Я за тот год потратил на зарплату своим сотрудникам практически все свои сбережения.

То есть вы никого не сокращали?
– Мы никого не сокращали, благодаря этому получили дотацию от государства. Кроме того, так как наш офис находится на территории Гостиного Двора, а это собственность Департамента имущества города Москвы, нам на время локдауна обнулили аренду. В общем и целом государство предоставило нам компенсацию в 10,5 млн рублей, это была очень серьезная поддержка для нас. Но тем не менее мне, как руководителю, все свои сбережения за 25 лет пришлось отдать, чтобы сохранить команду, потому что команда – это всё.

Василий Владимирович, посещаемость ваших проектов растет с каждым годом. В прошлом году АРХ МОСКВУ за четыре дня посетили рекордные 38 тысяч человек. Как вы добиваетесь такого интереса общественности?
– Когда мы с женой Ирой запускали «Экспо-Парк», определили для себя важные пункты. Во-первых, если делать такие коммерческие выставки, то делать их в области культуры, так как мы оба из творческих семей. Моя мама художница, отец режиссер, я по образованию архитектор. Во-вторых, мы решили, что изо всех сил будем стараться представить качественный контент. Поэтому, например, на ярмарке non/fictio№ у нас такая жесткая селекция, представлена только качественная литература. И это очень интересный момент. Мы показываем качественное искусство, рассчитанное на самую широкую публику: от госструктур, чиновников, экспертов, профессионалов и просто интересующихся этим людей, неспециалистов. Мы предлагаем экспертную оценку того, что происходит. На той же ярмарке non/fictio№ вам предлагают порядка 40 тысяч книг. Там есть все на любой вкус и публику – и развлекательная литература, и научные труды. Вы можете быть уверены, что не ошибетесь при покупке, так как все это качественная литература. А на АРХ МОСКВЕ вы точно увидите лучшие достижения в области архитектуры. За вас уже провели экспертную оценку – сами участники, мы, как организаторы, экспертное сообщество и так далее.

Мне, как человеку несемейному, всегда было интересно, как люди с такой активной творческой и профессиональной жизнью совмещают это с семьей?
– Еще раз хочу сказать, что компанию «Экспо-Парк» мы создали совместно с моей женой Ирой. В 1994 году название придумала она. Тогда наш офис располагался в Ботаническом саду МГУ рядом с Научным парком – отсюда и название «Экспо-Парк». Много лет мы вместе работали и занимались детьми. Сейчас у меня пять дочерей, две из них работают в моей компании – Варя возглавляет международный раздел, Лиза работает в нашем дизайн-бюро. Дочь Соня вместе с женой создали арт-
агентство «Полет», которое участвует практически во всех наших выставках и очень помогает нам. Дочери Юля и Саша выступают в качестве кураторов и лекторов на наших проектах. Можно сказать, это семейный бизнес – я все это дело возглавляю и несу за все ответственность, а семья помогает и очень поддерживает.

Читала в одном из интервью, что вы устраиваете тревел-пати, рассказывая о путешествиях с историческими справками, презентациями, даже тайминг определяете для выступающих. Это еще сохранилось?
– Мы прервали этот формат встреч несколько лет назад в связи с пандемией, потому что никто никуда не ездил. Сейчас тоже мало кто путешествует. А до пандемии у нас собирались семьями все наши многочисленные друзья, готовились очень серьезно, демонстрировали слайд-шоу с рассказами. Было очень интересно. Например, я помню потрясающий рассказ про Индию и про одно из государств Южной Америки в Тихом океане. В общем, в каких только местах я не побывал совместно с нашими друзьями благодаря таким встречам. Про некоторые места даже думаю, что уже там побывал, но не стремлюсь сделать это в реальности – лень или лететь далеко.

Вы чем-то заменили этот формат, появилось что-то новое?
– Моя жена и дочки создали в доме художественную галерею. Я сделал такую галерею на верхнем этаже, такого интересного дизайна. Они регулярно устраивают там вернисажи с интересными партнерами. Люди любят приезжать к нам домой. Иногда даже в пылу и чехарде своей работы я не знаю, что у нас дома проходит очередной вернисаж, а когда приезжаю, там 100 человек. Все дороги вокруг заняты машинами, по-моему, рекорд был чуть ли не 150 человек. Понимаете, думаю, что собраться и поехать на очередную тусовку-гулянку, наверное, интересно. Но все-таки гораздо интереснее не только отдохнуть, но при этом приобщиться к каким-то произведениям искусства, что-то услышать новое. Считаю, что это самый лучший досуг.

Что вас вдохновляет, откуда берете энергию на ваши проекты?
– Каждое утро просыпаюсь с большой радостью, просто я очень люблю свое дело. Мы многое сделали, все наши выставочные проекты – главные в стране в своих областях. Раньше я стеснялся так говорить, но сейчас это очевидно –
так считают и наши клиенты, и посетители, и эксперты. АРХ МОСКВА – главная выставка по архитектуре в стране, non/fictio№ – по литературе. Антикварный салон – вообще единственный в России. АРТ МОСКВА, которую мы уже несколько лет как возобновили, – и в формате соединения классического ювелирного и современного искусства, и арт-дизайна, и по охвату рынка – точно главное событие в этой отрасли и по контенту очень качественное. Все это наполняет меня вдохновением, энергией и желанием «держать уровень».