Рассказываем о новом общежитии МИСиСа в доме-коммуне на улице Орджоникидзе
В 1987 году необычное здание признали памятником истории и культуры. Это самое большое здание времен русского авангарда не только в России, но и в мире, его площадь почти 25 тыс. кв. метров. Дом-коммуна состоит из трех прямоугольных корпусов: восьмиэтажного узкого и длинного спального корпуса, восьмиэтажного поперечного санитарного корпуса, а также широкого трехэтажного учебного корпуса. Дом был свидетелем разных эпох и исторических событий. Здесь точно никогда не было тихо и скучно – практически весь прошлый век огромное здание было заселено студентами, по проекту он рассчитан на размещение 2000 человек.
В 1990-е годы обветшавшие строения закрыли, так как они стали опасны для проживания. С перерывами ремонтные работы длились почти два десятилетия. Проект носил сложное название – «Реконструкция в рамках регенерации с реставрацией и приспособлением комплекса студенческого общежития МИСиСа». Подлинных чертежей не сохранилось, восстанавливали облик по фотографиям, предоставленным Музеем архитектуры имени Щусева, а также по публикациям в журналах.
В 2014 году на международной выставке Denkmal в Лейпциге этот проект реставрации, разработанный в МАрхИ, получил золотую медаль за вклад в сохранение памятников конструктивизма. Работы на объекте курировал кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры промышленных сооружений Всеволод Кулиш, проект реставрации разрабатывался при участии ректора МАрхИ Дмитрия Швидковского.
Дом-аэроплан
Концепцию здания архитектору Ивану Сергеевичу Николаеву подсказали студенты молодой советской республики. Корпуса возводили на рабочей окраине столицы. На пустыре архитектор разместил здание, похожее сверху на гигантский аэроплан. В войну Николаева за это чуть не расстреляли: дом расположен так, что по «крыльям» можно легко сориентироваться, где находится Кремль. Это было неплохой наводкой для самолетов, бомбивших столицу и летевших со стороны Калужской области. Все пространство строительства было подчинено идее коллективизма. Студенту отводилась роль винтика в этой хорошо отлаженной системе, каждый такой «винтик» должен слаженно работать в составе огромной махины. Здание, кстати, очень быстро получило название «машина для жилья».
Архитектор распорядок дня в доме-коммуне видел таким: «После пробуждающего всех звонка студент, одетый в простую холщовую пижаму, спускается для принятия гимнастической зарядки в зал физкультуры. Закрытая ночная кабина подвергается, начиная с этого времени, энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен».
Кабина, которую еще называли «капсулой для сна», была двухместной. Ее размеры рассчитаны только на ночное пребывание. Площадь комнатки всего 2,3 на 2,7 метра. Днем студенты занимались в учебном корпусе. Питались будущие строители коммунизма в столовой, а для гигиенических процедур предусмотрен санитарный корпус, на балконах которого в теплое время года жильцы дружно делают зарядку.
Архитектор предполагал, что и вечера проходят по одному регламенту: «Вечерний звонок, собирающий всех на прогулку, заканчивает день. По возвращении с прогулки студент идет в гардеробную, берет из шкафа ночной костюм, умывается, переодевается и направляется в свою ночную кабину. Спальная кабина в течение ночи вентилируется при помощи центральной системы. Применяется озонирование воздуха, не исключена возможность усыпляющих добавок».
Сейчас сложно представить такой бытовой аскетизм, но тогда такая организация пространства считалась образцовой. В учебном корпусе помимо библиотеки и залов для коллективных и индивидуальных занятий было много помещений социального назначения – почта, прачечная, медпункт. Все необходимое для жизни собрано под одной крышей. Чисто, просторно, светло. И это для страны, ютившейся по баракам, коммуналкам, а порой и землянкам, было прорывом. Архитектор прекрасно продумал систему инсоляции – крыша учебного корпуса походила на гребень с огромными окнами. Благодаря этому пространство максимально наполнялось естественным солнечным светом. Этой же цели служили шедовые фонари, стеклянный колпак атриума, панорамные окна и ленточное остекление в спальных корпусах.
Архитектурная прогулка
Лифта в восьмиэтажном доме в момент строительства не было. Студентам предлагали попадать на свой этаж при помощи широкого пандуса, который шел серпантином вдоль стен в треугольном лестничном проеме. По задумке архитектора, это было дополнением к необходимой физической активности и своеобразной архитектурной прогулкой. Проектом предполагалось установить патерностер – непрерывно двигающуюся ленту пассажирских кабинок, но идея так и не была реализована. Во время реконструкции в проеме установили стеклянный лифт, а стены каждого этажа выкрасили в «свой» цвет.
После реконструкции планировку спального корпуса изменили. Сейчас там два типа комнат: 10,5 кв. метров на одного человека и 17,5 «квадрата» на двоих. Две комнаты имеют общую душевую и уборную. На каждые четыре ячейки предусмотрена кухня с плитой, холодильником, микроволновкой, телевизором. В обновленном санитарном корпусе расположены большие жилые ячейки на трех студентов, но это предел, который предусмотрен современными нормами. Вместимость общежития снизилась втрое – теперь там проживает 700 человек.
Посмотреть, как выглядят обновленные общественные пространства дома-коммуны, можно на экскурсиях, они есть в расписании таких проектов, как «Москва глазами инженера» и «Московские прогулки».