Разбираемся в ситуации с импортозамещением в лифтостроении - Московская перспектива
Разбираемся в ситуации с импортозамещением в лифтостроении

Разбираемся в ситуации с импортозамещением в лифтостроении

Разбираемся в ситуации с импортозамещением в лифтостроении
Разбираемся в ситуации с импортозамещением в лифтостроении
В столице сейчас происходит настоящий строительный бум – появляется огромное количество новостроек, в том числе высоток и зданий средней этажности. Каждое новое здание нуждается в лифтах. Но в чем нуждаются сами производители лифтов? Об этом мы решили поговорить с их представителями.

О том, насколько государство заинтересовано в производстве отечественных лифтов, говорит недавнее событие. В начале ноября московскому производителю лифтов и оборудования как промкомплексу предоставили льготу по аренде земельного участка в районе Гольяново на востоке столицы – ставку 0,3 процента от кадастровой стоимости. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, предприятие будет экономить до 9,7 млн рублей в год и по условиям предоставления льготы станет направлять эти средства на свое развитие.
Однако чтобы развивать производство лифтов, необходимо разобраться с производством комплектующих. Осенью в рамках МУФа заместитель генерального директора по заводским операциям АО «Мослифт» Николай Баранов не только озвучил такую потребность, но и назвал конкретные компоненты, которые пока не удается заменить отечественными аналогами: безредукторная лебедка, пост ревизии, частотный преобразователь, табло TFT и кнопки приказа и вызова.

«Если речь идет о стандартклассе, наши лифты на 90–95% состоят из отечественных комплектующих, – сообщил генеральный директор компании «МЭЛ» Руслан Родиков. – В конце ноября – начале декабря мы получим заключение Торгово-промышленной палаты России, что наши лифты произведены на территории РФ. Такое заключение дает доступ к гостендерам – например, по программам капитального ремонта, замене и поставке лифтов, на новые строительные объекты, такие как больницы, объекты «Автодора» и РЖД».

ЛИФТЫ ДЛЯ РЕНОВАЦИИ
У Фонда реновации есть определенные требования к лифтам и их производителям. В первую очередь это требования к безопасности: узлы безопасности должны быть идеальными. Во-вторых, требования по отделке кабины: есть несколько вариантов дизайна кабин, и все производители, которые хотят работать с Фондом реновации, должны поставлять лифты именно с этой отделкой. Третий момент – использование запчастей производства РФ. Как пояснил Руслан Родиков, все требования вполне выполнимы. Единственный импортный элемент во всех классах, от эконом до комфорта, который пока покупают за рубежом, – это ловитель лифта, но к концу следующего года ситуация должна измениться. «Сейчас мы с ижевскими партнерами изготавливаем опытные образцы, – прокомментировал эксперт, – и если они пройдут испытание, то к концу следующего года вполне заменят запчасти европейского производителя».

ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ КОМФОРТА, ТЕМ БОЛЬШЕ ИМПОРТА
Спецификация лифта отличается от класса к классу. И если стандарт-класс – это практически полностью российское производство, то в классах комфорт и комфорт+ процент европейских запчастей растет. Для повышения комфорта пассажиров добавляются отделочные материалы, которые производятся в Европе, и определенные функции, например, шумоизоляция, виброизоляция, ролики вместо вкладышей. Комплектующие для них также закупаются за рубежом. В бизнес- и премиум-классе процент импортных отделочных материалов и комплектующих будет еще выше. «Мы надеемся, что российские производители комплектующих и отделочных материалов очень быстро переналадят свое производство и повысят номенклатуру выпускаемой продукции, – рассказал генеральный директор «МЭЛа». – Уже появились компании, которые заменили или могут заменить европейских поставщиков, например, по нержавейке. Все знают, что у нас есть проблемы с производством нержавеющей стали высокого класса или новых дизайнерских решений. Но сейчас есть компания в Санкт-Петербурге, которая делает нержавеющий лист с качеством и дизайном не хуже европейского».

МОСКВА – ГОРОД УНИКАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В «Москва-Сити» стоят лифты германской компании ThyssenKrupp, которая ушла из России как производитель, но пока продолжает осуществлять здесь сервис. Установкой лифтов занималось подразделение германского концерна. Как рассказал «МП» ведущий инженер этого подразделения, в московском деловом центре установлены лифты уникальной конструкции: две кабины ходят в одной шахте независимо друг от друга. «То есть вы находитесь в кабине лифта, а над вами или под вами в этой же шахте может быть еще одна кабина с людьми, – пояснил специалист. – Такое движение кабин требует очень сложного ПО, которое сейчас может предоставить только Германия. Лифтов подобного типа в мире порядка 500, из них около сотни в Москве, то есть в нашей столице самая большая концентрация этих уникальных конструкций».

ЧТО С ОСТАЛЬНЫМИ СКОРОСТНЫМИ ЛИФТАМИ?
Все опрошенные нами специалисты подтверждают, что дефицит в этой отрасли есть. Во многом опять же из-за отсутствия российских комплектующих. Например, в России не производят лебедку на скорость 4 метра в секунду (обычной скоростью лифта считается 1–1,6 метра в секунду. – «МП»). Вот в том, как этот дефицит будет закрываться, мнения расходятся.
«К концу следующего года мы планируем эту потребность закрыть, – поделился Руслан Родиков. – У нас уже готово больше 30 лифтов со скоростью 4 метра в секунду. Есть еще несколько предприятий, который имеют сертификат на изготовление таких лифтов, но у них пока только единичные экземпляры». 

«Мы сейчас еще возим запчасти из Европы путем параллельного импорта, но в ближайшем будущем это прекратится, –
считает ведущий инженер ушедшей из России компании. – Все комплектующие будут из Китая или из Турции. Это увеличит сроки поставки, а изменение цены будет зависеть от поставщиков. Кто-то держит старый прайс, кто-то уже повышает ценник до европейского. И это касается не только скоростных лифтов, но и лифтового производства в целом. У нас уже выросли сроки поставки: до ввода санкций на производство уходило от 12 до 16 недель, сейчас – от 20 недель до полугода. И стоимость производства увеличилась на 10–20%».