Реставраторы встанут на ворота
Сразу несколько памятников архитектуры планируется отреставрировать на территории Александринского дворца в Нескучном саду, где в начале XX века располагался Музей мебели. Именно в нем герои романа «12 стульев» Остап Бендер и Ипполит Матвеевич искали сокровища. Специалистам предстоит изучить состояние объектов и разработать проект их восстановления.
Киса и Ося были тут
В ближайшее время начнутся научные и изыскательские работы для реставрации въездных ворот и чугунного фонтана на территории Александринского дворца в Нескучном саду.
«За последние годы скульптуры на въезде в Александринский дворец и чугунный фонтан утратили свой первоначальный вид. Местами появились трещины и сколы, а фонтан покрылся налетом. Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение исследовательских работ в отношении этих объектов. По их итогам специалисты разработают проект реставрации. Им предстоит дать экспертное заключение о степени сохранности памятников, после этого будет определена подрядная организация, которая займется реставрацией объектов», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Ворота были построены архитектором Евграфом Тюриным в первой половине XIX века со стороны Ленинского проспекта, который тогда назывался Калужской улицей. В 1832 году здание перешло в собственность царской казны, император распорядился назвать его именем своей жены Александры.
Как и сам дворец, въездную группу Тюрин спроектировал в стиле позднего ампира, для которого характерно использование классических античных форм. Чугунные створки ворот крепятся на двух каменных подставках, на которых возвышаются скульптуры мужчин
и женщин. Они держат в руках два наполненных фруктами рога изобилия.
Чугунный фонтан располагается напротив Александринского дворца. Над его созданием в 1835 году работал Джованни Витали — русский скульптор итальянского происхождения. Объект представляет собой композицию из четырех фигур обнаженных юношей. На плечах у них — огромная чаша, из которой бьют струи воды.
Раньше фонтан назывался Никольским, так как находился у Никольских ворот Китай-города на Лубянской площади. Но во время реконструкции площади в 1934 году фонтан перенесли в Нескучный сад.
Никольский фонтан — один из двух самых старых сохранившихся до наших дней фонтанов в столице. Второй — Петровский — расположен на Театральной площади, его оформлением также занимался Джованни Витали. Парадные ворота и чугунный фонтан являются памятниками культурного наследия федерального значения и находятся под охраной государства.
Та самая Пиковая дама
Александринский дворец находится в северной части Нескучного сада. Его территория сформировалась веке после слияния трех усадеб.
Одним из первых здесь поселился князь Никита Трубецкой, для которого архитектор Дмитрий Ухтомский в 1728 году выстроил Нескучный загородный дом. Территория усадьбы использовалась для увеселительных загородных поездок князя и его окружения. Сейчас в павильоне усадьбы снимается программа «Что? Где? Когда».
В начале XIX века семья Трубецких продала владение надворному советнику Василию Зубову, который увеличил его территорию, купив соседние владения. Следующий хозяин — князь Лев Шаховский решил создать на территории усадьбы курортную зону с целебной водой. Однако, как следует из архивных записей, «в тамошние ванные никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». В 1826 году Шаховский продал усадьбу Дворцовому ведомству для императорской резиденции Николая I.
Второй усадьбой стало имение промышленника Прокофия Демидова. В 1756 году он разделил участок на шесть прямоугольных террас, которые вели к Москве-реке, и возвел сад в виде амфитеатра. В конце XVIII века усадьба перешла во владение князей Орловых. При них на территории имения были разбиты дорожки, насыпаны холмы, устроены купальни. В саду появился открытый театр на 1,5 тысячи мест.
Третьей частью Нескучного сада стала усадьба князей Голицыных. В 1798 году ею владела Наталья Голицына — та самая Пиковая дама, ставшая прототипом героини произведения Александра Пушкина.
В 1843 году территория усадьбы также была продана Дворцовому ведомству.