Российская академия наук отмечает юбилей

Российская академия наук отмечает юбилей

Российская академия наук отмечает юбилей
Российская академия наук отмечает юбилей
История РАН началась 8 февраля 1724 года. Учреждение, созданное по инициативе императора Петра I, заложило основы всей системы научной деятельности государства. «Московская перспектива» рассказывает, какие тайны хранит архитектурный символ Российской академии наук – здание Президиума на Ленинском проспекте, которое неформально называют «золотыми мозгами».

Архитектурный стиль главного здания Российской академии наук зодчие определяют как советский модернизм. Двадцатидвухэтажное строение с позолоченной конструкцией на крыше привлекает внимание издалека. Высотка стоит чуть в стороне от Ленинского проспекта на природной возвышенности и окружена невысокими домами, что делает ее главной архитектурной доминантой в округе. Она похожа на постройку космических пришельцев, доставшуюся нам в наследство от более развитой цивилизации.

Здание Президиума впечатляет не только своим внешним видом, но и окутавшим его шлейфом многочисленных и во многом правдивых легенд. С момента ввода в строй более 30 лет назад загадочное здание ни разу не ремонтировали, а в конце января строители наконец приступили к работам, завершить которые планируют в 2025-м. В пресс-службе единого заказчика пояснили, что на объекте выполняются подготовительные и демонтажные работы. Специалистам предстоит обновить фасады и кровлю, а также внутренние помещения зоны Б общей площадью более 14 тыс. кв. метров. Кроме того, они приведут в порядок всю стилобатную часть, дождевую канализацию, наружное освещение и гранитное покрытие.

ЭНЕРГЕТИКА МЕСТА
Для проектирования институтов и подразделений Академии наук СССР в тридцатые годы была создана отдельная организация «Академпроект» во главе со знаменитым архитектором Алексеем Щусевым. В 1935 году зодчий приступил к работе над зданием Президиума Академии наук на Крымском Валу, но реализации идеи помешала война, а впоследствии на этом месте построили Центральный дом художника. 

В 1966-м для строительства здания был подобран новый участок – на высоком берегу Москвы-реки, над древним Андреевским монастырем, с панорамными видами, которые будут открываться академикам и членкорам из окон. Но почти сразу же идея натолкнулась на слухи о том, что место это нехорошее, нечистое, так как несколько столетий назад здесь находились скотобойни. А более продвинутые в научных познаниях москвичи утверждали, что прямо по этому месту проходит тектонический разлом и расположенное над ним здание будет обладать неблагоприятной энергетикой, а это негативно отразится в целом на советской науке.

ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»
Родоначальником концепции высотки неофициально принято считать тогдашнего главу РАН Мстислава Келдыша, который выполнил первый черновой рисунок здания. Тем не менее в 1967 году был проведен архитектурный конкурс. В итоге проектировать здание поручили ГИПРОНИИ АН, где специально для этого создали архитектурную мастерскую № 5, которую возглавил Ю.П. Платонов. Главным конструктором был А.А. Левенштейн, а главным инженером проекта – В.С. Коновалов.
Однако окончательный проект здания был утвержден лишь в 1973 году. В нем к 22 наземным этажам здания и двум верхним, техническим, добавилось несколько подземных.

Впрочем, и само возведение комплекса растянулось на двадцать с лишним лет. Строительство начали в 1974-м, а в эксплуатацию объект сдавали поэтапно. Первую очередь завершили в 1990 году, вторую – в 1997-м. Ситуацию осложнял не только недостаток финансирования. Строителям мешал неправильный, по мнению инженеров, выбор места на холме, близость Москвы-реки и множество технологических сложностей. А поскольку грунты основания оказались ненадежными, был вырыт бесконечно глубокий котлован, и точная этажность, а также реальное предназначение подземных этажей постройки до сих пор остаются тайной. Принято считать, что их три, а в реальности может быть и десять... Как сообщали 9 ноября 2015 года РИА «Новости», в результате взрыва в здании Российской академии наук один человек погиб и еще один пострадал. Причиной взрыва послужила разгерметизация баллона на минус девятом этаже в помещении бойлерной при работе с охладительной системой здания.

В официальных СМИ и в многочисленных соцсетях в разное время утверждалось, что под землей главного здания Российской академии наук на Ленинском проспекте располагаются секретные лаборатории ученых или спецслужб со сверхмощными и ультрасовременными приборами; суперкомпьютер, решающий задачи государственной важности; оборудование для зомбирования жителей и… станция специальной ветки метро. Даже сотрудники РАН, поработав в высотке много лет, так до конца и не знают все ее входы-выходы, все направления длинных коридоров и лифтов, следующих неизвестно куда.

По словам одного из сотрудников академии, на так называемом нулевом этаже Ленинского проспекта, 32а (самом нижнем, открытом для свободного доступа академических работников), заблудиться – раз плюнуть: «Там огромное количество технических лифтов, которые нельзя вызвать и которые ведут с непонятно какого на непонятно какой этаж. Множество закрытых помещений. Какие-то пустоты в стенах и входы, ведущие непонятно куда. Лабиринты коридоров. Но и при этом к каждому доступному помещению можно подойти как минимум с двух сторон, разными путями».

ХОДОКИ-ПРОСИТЕЛИ И СВЯЗЬ С КОСМОСОМ
Широкий трехэтажный стилобат здания разделен на четыре части, каждую из которых венчает собственная золотая композиция. Ближайшую к главному входу (левую) занимает киноконцертный зал на 1,2 тыс. человек – помещение используется для проведения научных собраний. В конструкцию на кровле здесь вмонтированы часы. Заложенный в проект механизм собрали бывшие чешские товарищи, но из-за распада СССР механизм долгое время не могли запустить – не удавалось получить недостающую электронику. Сейчас они ходят и даже показывают точное время. В противоположном крыле располагается зимний сад, а к лифтовому холлу в центральной башне ведет длинная стеклянная галерея, пересекающая внутренний двор.
Стилобат является основанием и входом в основное здание. А со странными просьбами и предложениями в академию звонят и приходят нередко, особенно в полнолуние, рассказывает сотрудник Института всеобщей истории РАН. Большинство таких ходоков-просителей потом исчезают, но ежегодно в течение ряда лет весной с проходной в приемную звонит один и тот же человек с предложением: «Я внизу, спуститесь и заберите скелет древнего ископаемого человека. Хочу передать вам его кости по акту, чтобы вы занялись изучением».

Ему вежливо рекомендуют обратиться в Институт археологии на улице Дмитрия Ульянова. «Нет, меня оттуда отправили именно к вам», – возбужденно отвечает археолог-энтузиаст. И лишь после многочисленных перипетий он соглашается повременить с передачей артефактов, согласившись, что в здании пока не создали условий для складирования и изучения исторических костей.

ЗДАНИЕ НА ВЫСОТЕ
А вообще 22-этажное здание академии – это две стоящие вплотную друг к другу башни, в которых располагаются многочисленные кабинеты и офисные помещения. Когда первую очередь здания вводили в строй, здесь использовали различные новшества: установили первые в стране однорычажные смесители на раковинах и опробовали систему управления здания электроникой – «умный дом», которая впоследствии практически не использовалась. Первоначально в академии были установлены и особые противопожарные лифты, которые со временем заменили обычными. А благодаря декоративному – ажурному – завершению башни, выполненному из золотистого металла, почти сразу после постройки оно получило ироничное прозвище «золотые мозги». Какие только легенды не окружали их. До сих пор многие москвичи верят, что золотые конструкции на крыше – это панели или антенны, улавливающие некие космические излучения и сигналы. Но на самом деле у них есть практическое назначение: листы закрывают установленные на верху здания коммуникационные системы.

ТОТЕМНЫЙ СТОЛБ-БАРАБАН И ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА
А если вам все же посчастливится попасть в здание, то, пройдя через КПП, вы окажетесь в небольшом фойе, уставленном растениями, среди сверкающих мрамором и позолотой коридоров и галерей, отделанных дубом и красным деревом кабинетов, просторных залов в стиле номенклатурного модернизма. Но даже на этом помпезном фоне выделяется одна из главных внутренних достопримечательностей здания, уже много лет стяжавшая себе зловещую славу, – «лестница самоубийц» из роскошно-мрачного серого мрамора. Поднимаясь на высоту 22-го этажа, она закручивается, образуя глубокую, как бездна, шахту и вызывает с у гостя при взгляде вверх неприятное давящее ощущение, а при взгляде с верхних этажей вниз провоцирует страх высоты и чувство паники. Через полминуты ее созерцания начинает вполне физически казаться, что она притягивает вас.
На лестнице не рекомендуется долго стоять, а тем более облокачиваться спиной о перила. Об этом сообщают специальные треугольные наклейки на торцах лестничных пролетов с изображением падающего человека.

Если верить академическому преданию, лестница получила свое прозвище после того, как когда-то в 1990-е некий соискатель ученой степени не защитил в этих стенах докторскую диссертацию и недолго думая прыгнул в шахту с высоты 22-го этажа.
Чтобы такого впредь не случалось, почти 15 лет назад на нижней площадке, откуда начинает уходить вверх лестница, установили тотемный столб-барабан из тихоокеанского островного государства Вануату, подаренный академии в качестве символа-оберега проживающим во Франции потомком терских казаков – успешным художником и коллекционером Николаем Мишутушкиным. Однако то ли его положительная аура так действует на всех, кто попадает в здание, то ли это совпадение, но в первый же год какой-то нетрезвый аспирант упал в лестничный пролет. Тотемный барабан при этом не пострадал.