Скандал с провайдером в кварталах ПИК приведет к изменениям законов

Монополист провайдер свободен в выборе ценовой политики и часто диктует новоселам кабальные условия обслуживания. Но мартовская история, когда сервер провайдера Lovit, обслуживающий новые кварталы компании ПИК, подвергся DDoS-атаке, показала, что ситуация , когда дом обслуживает только одна компания чревата еще и тем, что в случае отключения интернета у монополиста жильцы не только остаются без связи, но и парализуется жизненно важная инфраструктура и бизнес-процессы: отказывается работать система « умный дом», блокируется вход через электронные устройства в подъезды и на территорию, в компаниях, арендующих коммерческие помещения на первых этажах, перестают работать кассовые аппараты и терминалы оплаты. Это коллапс длился более трех суток и не остался незамеченными СМИ , социальными сетями и ведомствами, курирующими работу отрасли. После многочисленных запросов как от журналистов, так и от жильцов, к решению вопроса подключились Минцифры, ФАС, Минстрой и представители телеком-компаний, заинтересованные в обслуживании густонаселенных кварталов.
Год назад , в марте 20224 года были внесены изменения в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации. Новый документ известен как закон «О свободном доступе операторов связи в многоквартирные дома».
Согласно этому нормативному акту, доступ в новые дома открыт для всех желающих провайдеров - установка на объектах общего имущества собственников многоквартирных жилых домов сетей связи осуществляется при наличии договора об оказании услуг с собственником или нанимателем жилого помещения в этом доме. При этом плата за размещение сетей связи на объектах общего имущества собственников помещений в многоквартирных жилых домах не взимается.
Автор этой инициативы, Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, на этапе принятия закона был настроен очень оптимистично. «Наш законопроект решает две задачи: первая — свобода и право гражданина самому выбирать себе оператора, вторая — наведение порядка в домах. Впервые мы устанавливаем единые требования к размещению сетей связи в МКД. Ко второму чтению законопроект существенно доработан, и в нем появились теперь прямые нормы и сроки, обязывающие всех операторов привести в порядок свое оборудование, установленное в домах», — так разработчик документ а прокомментировал принятие новых правил информационному центру Госдумы.
Но ситуация с коллапсом в домах, обслуживаемых оператором Lovit, показала, что на практике требования закона как успешно игнорируются и доступ, как и прежде, монополизирован. Крупные игроки тек4ом-рынка в комментариях СМИ отмечали, что управляющие компании отказывают в подключении, нередко этот отказ проходит под очевидно выдуманными предлогами.
9 апреля на конференции «Телеком и технологии – 2025» Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев рассказал, как государство намерено воздействовать на управляющие компании, игнорирующие законодательные требования. Руководитель профильного ведомства заверил, что к осенней сессии Госдумы Минцифры определит размер административной ответственности для управляющих компаний многоквартирных домов (УК МКД), препятствующих доступу провайдеров в подъезды и мера воздействия будет закреплена законодательно.
Ранее Максут Шадаев прокомментировал ситуацию корреспондентам ТАСС. "Мы сейчас собираем всю правоприменительную практику, где у нас нормы закона о недискриминационном доступе интернет-провайдеров в жилые дома в полной мере не заработали. В дальнейшем, может быть, будем вводить какие-то нормы ответственности для управляющих компаний, которые не выполняют нормы закона", - сказал в интервью министр.