Строительство как искусство - Московская перспектива

Строительство как искусство

Строительство как искусство
Строительство как искусство
Стартовал международный конкурс на дизайн двух станций метро

Несмотря на пандемию коронавируса, российская столица не останавливает реализацию важнейших городских программ. В частности, развития метрополитена. На данный момент ведутся строительство более 30 станций и одновременная проходка более чем 20 тоннелей. При этом оформлению новых объектов уделяется особое внимание. На прошлой неделе стартовал очередной открытый международный конкурс на разработку архитектурного облика двух станций – «Проспект Маршала Жукова» Рублево-Архангельской линии и «Кленовый бульвар 2» Бирюлевской. К участию приглашены не только российские, но и международные специалисты. Инициатор конкурса – АО «Мосинжпроект», управляющая компания по строительству новых линий и станций метро.

Рисуют все

Метрополитен – главный вид транспорта для москвичей, поэтому развитие сети метро является одной из важнейших городских программ. «Продолжая традиции уникального оформления станций, мы успешно провели уже несколько открытых архитектурных конкурсов. Участникам очередного конкурса предстоит разработать облик станций «Проспект Маршала Жукова» Рублево-Архангельской линии и «Кленовый бульвар 2» Бирюлевской линии, с которых можно будет пересесть на Большое кольцо. Я уверен, что по результатам проведения конкурса мы получим множество уникальных и эффективных художественно-архитектурных решений, отвечающих не только мировым тенденциям, но и пожеланиям самих москвичей», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Можно сказать наверняка – это очередная победа для Москвы. У нас много интересных перспективных проектов, направленных на повышение качества городской среды, транспортной инфраструктуры, и часть из них успешна именно за счет конкурсной практики», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с актуальным градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, соответствовать духу времени, быть технологичными, адаптированными для передвижения всех категорий населения, а также удобными с точки зрения навигации.

В состав жюри под председательством заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва также вошли: заместитель председателя жюри – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере архитектуры, дизайна и городского планирования.

Пятым будет

Инициатором конкурса выступило АО «Мосинжпроект» – единый оператор программы развития Московского метрополитена. В компании подчеркнули, что критериями оценки концепции оформления станций будут не только гармоничность дизайна и соответствие градостроительному и культурно-историческому контексту района расположения, но и технологичность, учет потребностей для передвижения всех категорий населения, а также удобство навигации.

«С 2014 года проведено четыре подобных конкурса, определивших облик девяти станций, из них «Солнцево» и «Новопеределкино» введены в 2018 году на Калининско-Солнцевской линии, еще одну станцию – «Карамышевскую» на Большом кольце – планируем завершить до конца текущего года, а ввод остальных станций в составе БКЛ ожидается в течение ближайших двух-трех лет. С учетом предыдущего опыта мы ожидаем от конкурсантов высококлассные, продуманные и оригинальные проекты, достойные уровня московского метро, одной из самых красивых и безопасных транспортных систем мира», – подчеркнул генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.

Конкурс пройдет в два этапа. Командам необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса www.design-metro.ru до 21 мая и на первом, отборочном, этапе представить портфолио релевантных проектов и эссе с описанием ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций. По итогам первого отборочного этапа будут определены пять финалистов по каждой станции.

Второй этап посвящен работе над конкурсными проектами – на протяжении полутора месяцев финалисты доработают свои идеи в соответствии с требованиями расширенного технического задания, а затем предоставят финальные концепции. В августе жюри определит проекты-победители, которые и будут впоследствии реализованы.

Рекордные темпы

«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, а также комплекс мер по недопущению распространения коронавируса, темпы и объемы работ по строительству метро снижаться не будут», – подчеркнул Андрей Бочкарёв и добавил, что сегодня на тоннелепроходческих работах в московском метро задействовано порядка 20 щитов. Это рекордное число работающих одновременно машин. Соответствующее мировое достижение по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте, был официально зафиксирован в марте этого года Guinness World Records. «Работы по строительству метрополитена относятся к непрерывному циклу, под землей продолжаются уже запущенные процессы. На данный момент пройдено 78% тоннелей на БКЛ, проходка ведется по запланированному графику», – отметил Андрей Бочкарёв.

В этом году для пассажиров уже были открыты шесть новых станций подземки на Некрасовской и Большой кольцевой линиях: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово», а также ТПУ «Рязанская», который объединил две линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и Горьковское направление железных дорог. Благодаря новым объектам улучшилась транспортная доступность для 1 млн человек, проживающих в таких районах, как Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберцах и других близлежащих городах Московской области. Строительство еще трех станций БКЛ – «Улицы Народного ополчения», «Карамышевской» и «Электрозаводской» – планируется завершить до конца 2020 года.

Напомним, начиная с 2011 года АО «Мосинжпроект» в российской столице построено 98 км линий метро, 48 станций и 10 депо. ®