Транспортные мегапроекты
Транспортная система Москвы стремительно развивается. За последние годы в столице было реализовано множество проектов, которые по праву заслуживают приставки «мега».
Это открытие МЦК и реконструкция вылетных магистралей города, возведение хорд и рокад, строительство Большой кольцевой линии метрополитена и проект Московских центральных диаметров. Основная цель таких объектов состоит в распределении транспортных потоков и увеличении доступности отдельных районов столицы. Однако появление таких объектов всегда сопровождается инфраструктурными изменениями. Что об этом думают жители?
Практический опыт агентства социальных исследований «Столица» (АСИС) показывает, что нельзя рассматривать крупные городские проекты в отрыве от их влияния на инфраструктурную обеспеченность территорий. Не менее важной характеристикой городских проектов является вмешательство в символьное и экологическое пространство. В проведенных исследованиях транспортных объектов жителям было предложено оценить не только улучшение транспортной обеспеченности района, но и инфраструктурные изменения.
В Москве за последние пять лет произошло существенное улучшение ситуации на дорогах. Если в 2013 году ее положительно оценивали 30% жителей, то в 2018-м таких оценок стало больше — 55%. Этот позитивный тренд отмечают как автомобилисты, так и пользователи общественного транспорта.
Но обращаясь к официальной статистике, мы видим, что реальная плотность улично-дорожной сети в Москве существенно отстает от основных мегаполисов. В столице без учета присоединенных территорий (ТиНАО) на одну машину приходится 25 кв. метров улично-дорожной сети. Для сравнения: в Нью-Йорке эта цифра составляет 205 кв. метров, в Лондоне — 95, а в Сингапуре 75. В связи с такими цифрами понятен наметившийся в Москве тренд по более активному использованию общественного транспорта. Но это не отменяет необходимости строительства новых дорог, что учитывается в планах и программах московских властей.
Жители такой тренд одобряют. Последние исследования АСИС показывают, что москвичи положительно отзываются об МЦК и о строительстве станций Большой кольцевой линии. В районах строительства и открытия станций уровень одобрения доходит до 90%. МЦК и БКЛ — проекты, в которых москвичи заинтересованы не только с точки зрения появления новых маршрутов передвижения. Появление станций, по мнению горожан, существенно повышает имидж районов и способствует удорожанию недвижимости. Также жители ожидают, что открытие новых станций положительно скажется на благоустройстве территорий и доступности инфраструктурных объектов.
Нельзя забывать и о другой составляющей появления инфраструктурных объектов в местах строительства транспортной сети. Это рост количества рабочих мест в районе. Исследования АСИС показывают, что жители Москвы очень заинтересованы в том, чтобы работать в районе своего проживания. С одной стороны, увеличение транспортной доступности позволит жителям удобнее совершать передвижения по городу, с другой — откроет возможность поиска рабочих мест на новых предприятиях, которые появятся вблизи новых станций.
МЦК уже удачно вписалось в маршруты горожан. При этом дальнейшее строительство пересадочных узлов на базе станций Московского центрального кольца существенно повысит удобство пересадок с различных видов транспорта. Большая кольцевая линия будет напрямую связана с основными линиями, что позволяет говорить о будущем высоком уровне использования, который подтверждается оценками жителей.