Сергей Собянин открыл станцию МЦД «Площадь трех вокзалов»
«Вспоминаю 2019 год. Мы обсуждали проект реконструкции «Площади трех вокзалов», связку между «Каланчевской» (старое название станции «Площадь трех вокзалов»), и Курским вокзалом, и по правде говоря, очень долго не могли решиться на этот проект и не могли прийти к заключению, когда он будет реализован», – рассказал Сергей Собянин. По словам главы города, ближайшим сроком завершения стройки сперва называли 2025 год. Реконструкция станции и прилегающего участка железной дороги стала одним из самых сложных проектов реконструкции железнодорожной инфраструктуры внутри города. «Я думаю, это самый сложный участок за всю историю Москвы, и я думаю, что один из самых сложных в мире. Сделали. На полтора года раньше срока. Проложены новые пути, построен, по сути, новый вокзал, построено три эстакады, три путепровода. И все это - в центре города, без перекрытия движения поездов, метрополитена, автомобильного движения», - сказал Сергей Собянин.
Мэр отметил, что благодаря завершению работ на участке можно с уверенностью сказать, что четвертый Московский центральный диаметр будет запущен уже в этом году. Движение по второму диаметру, которое ограничивали из-за проведения работ, уже восстановлено. Модернизация участка позволила организовать параллельное движение поездов МЦД-2 и МЦД-4 с интервалом около трех минут в часы пик, и в этом уникальность этого проекта для горожан. Протяженность участка составила 4 километра. В рамках работ по модернизации двух существующих и строительству третьего и четвертого главных путей пропускная способность участка «Площадь трех вокзалов» - «Курская» была увеличена более чем в два раза - до 22 пар поездов в час.
Что было сделано:
- реконструированы 1 и 2 главные пути
- построены новые главные пути длиной 16 километров
- построены три эстакады
- реконструированы три автомобильных путепровода
- обновлен пешеходный переход в Хомутовском тупике
- построены 2 километра шумозащиных экранов
- возведены 10 метров подпорных стен
- уложены бесстыковые пути
- в близлежайших домах окна заменили на шумозащитные
Фактически станция «Площадь трех вокзалов» была построена заново, включая платформы МЦД-2 и МЦД-4 с общим пассажирским терминалом. Первый этап реконструкции станции завершился в августе прошлого года. Участок Площадь Трёх Вокзалов – Курская уже исчерпал пропускную способность. Для стабильного движения поездов второго и запуска четвертого диаметров требовалась масштабная реконструкция. Это был самый сложный участок диаметра, на время строительства здесь пришлось организовать реверсивное движение – поезда и в одну и в другую сторону ходили по одному пути, интервал прибытия поездов составлял 18 минут. В рамках работ первого этапа в прошлом году здесь открыли новую островную платформу МЦД-2 с навесом на всю длину. Начала работу и первая половина пассажирского вестибюля с лифтом, эскалаторами, турникетами и кассами, обеспечивающая комфортный выход на платформу. Благодаря этому путь от метро «Комсомольская» до МЦД стал в три раза быстрее и составляет до трех минут. Площадь трёх вокзалов – это самый большой транспортный узел не только столицы, но и всей страны. В рабочие дни им пользуются почти полмиллиона человек, а к 2027 году прогнозируется рост пассажиропотока до 600 тысяч человек.
Что такое МЦД?
Московские центральные диаметры – это новый формат общественного транспорта, фактически наземное метро, сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5-6 минут, МЦД позволяет экономить до 50% времени при поездках по городу. О том, что в Москве будет реализован проект железнодорожных веток, соединяющих города ближнего Подмосковья через центр, Сергей Собянин заявил в 2017 году. Всего должно появиться пять маршрутов.
Первые два диаметра, соединяющие Одинцово и Лобню, а также Подольск и Нахабино, были запущены в ноябре 2019 года. Для их запуска город достроил недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые раньше вообще не пересекались. Благодаря МЦД Скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одного конца МКАД до другого можно преодолеть менее чем за 40 минут.
«Мы стараемся весь тяжелый рельсовый транспорт интегрировать в единую систему. Концепция развития метро сегодня уже невозможна без железных дорог, МЦК, МЦД – они такие же системные транспортные хабы, как и метро, и работают по тем же принципам – высокая частота следования поездов, современные составы, пересадки на другие виды транспорта и огромное число новых станций, которые превратились в вокзалы покруче станций метро», – говорил Сергей Собянин.
Кстати, регулярное движение по маршрутам МЦД оказывает позитивный градостроительный эффект и напрямую влияет на развитие прилегающих территорий. Строительный потенциал первых четырех маршрутов МЦД составляет порядка 23,4 млн кв.м различной недвижимости. «В 1,5-километровой зоне влияния станций может быть построено 13,3 млн кв.м жилья, а также 10,1 млн кв.м нежилой недвижимости. Такой объем деловой и коммерческой застройки наряду с жильем позволит создать около 1,2 млн новых рабочих мест, что полностью отвечает политике полицентризма и комплексного развития территорий», – пояснял ранее заммэра Андрей Бочкарёв.
МЦД 1
Белорусско-Савеловский, соединяет Одинцово и Лобню
- был запущен 21 ноября 2019 года.
- длина диаметра 52 километра
- 28 станций
- 80 минут весь путь
- 12 станций с пересадками на: 20 станций метро, 2 станции МЦК, 6 радиальных направлений МЖД
- 48 школ
- 23 парков
- 16 музеев
- 26 институтов
- Гончаровский парк
- Музей-панорама «Бородинская Битва»
- Инновационный центр «Сколково»
- Лианозовский парк культуры и отдыха
Курско-Рижский, соединяет Нахабино и Подольск.
- был запущен 21 ноября 2019 года
- длина диаметра - 80 километров
- 38 станций
- 116 минут весь путь
- пересесть можно на 20 станций метро, 4 станции МЦД и 7 радиальных направлений МЖД
- 45 школ
- 31 парка
- 22 музеев
- 16 институтов.
- Музей-заповедник Царицыно
- Музей Винзавод
- Сахаровский центр
- Высшая школа экономики (ВШЭ)
- МАИ
- Парк Покровское - Стрешнево
Ленинградско-Казанский, соединяет Зеленоград и Раменское.
- запуск запланирован на этот год
- длина диаметра 85 км
- 41 станция
- 14 станций с пересадками на метро, МЦК, и пригородные направления ж/д
- 41 школы
- 18 парков
- 13 музеев
- 30 институтов
- Музей-усадьба Останкино
- Останкинская башня
- Парк «Сокольники»
МЦД 4
Калужско-Нижегородский, соединит Апрелевку и Желеезнодорожный
- запуск запланирован на этот год
- длина диаметра – 86 км
- 37 станций на момент запуска
- 18 станций с пересадками на метро, МЦК и пригородные направления ж/д
- 41 школы
- 18 парков
- 40 музеев
- 49 институтов
- Парк Победы
- Парк Мещерский
- Лесопарк «Кусково»
- Парк Олимпийской деревни
МЦД 5
Ярославско–Павелецкий, соединит Домодедово, Пушкино и Королев
- запуск запланирован на 2024 год
- длина диаметра – 89 км
- 39 станции
- 11 станций с пересадками на метро, МЦК и пригородные направления ж/д
- 45 школ
- 29 парков
- 24 музеев
- 18 институтов
- Парк «Сокольники»
- Люблинский парк
- Музей-заповедник «Царицыно»
Почему МЦД-5 запустят только в 2024 году?
Изначально пятый диаметр задумывали запустить с Ярославского направления в сторону Домодедово через Московское центральное кольцо (МЦК), но оно работает в таком загруженном режиме, что запустить туда еще какую-то дополнительную магистраль просто не представляется возможным. Чтобы построить пятый диаметр, то есть соединить Ярославское и Павелецкое направление железной дороги, в центре Москвы нужно будет прорыть тоннель протяженностью 14 километров. «Задача архисложная, это мегатрудный проект», – сказал Сергей Собянин. По словам главы города, чтобы принять такое решение, нужно провести подробнейшие изыскательские работы с точки зрения безопасности для города и безопасности строительных работ.
Больше материалов про Московские центральные диаметры вы можете найти на нашем сайте в разделе, посвященном МЦД.