«В архитектуре авторство ключевых идей – всегда коллективное» - Московская перспектива

«В архитектуре авторство ключевых идей – всегда коллективное»

«В архитектуре авторство ключевых идей – всегда коллективное»
«В архитектуре авторство ключевых идей – всегда коллективное»
3 июня в Гостином Дворе под патронатом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы начнет свою работу XXVI Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва-2021». На этот раз тема мероприятия, долгие годы привлекающего на свою площадку представителей архитектурно-градостроительного сообщества столицы, и не только их, обозначена так: «Архитектура – Идеи». Что скрывается за этой лаконичной формулировкой, в интервью «МП» рассказал куратор выставки архитектор Илья Мукосей

Илья, предлагая такую тему, вы, по всей видимости, хотели подчеркнуть важность идеи для развития градостроительного процесса, реализации любого проекта?
– Предложив такую тему, мы хотели бы рассмотреть понятие идеи в более широком, философском смысле: идея как сущность любой вещи или явления, как некий набор качеств, по которому мы можем их идентифицировать. С философской точки зрения все идеи уже где-то существуют. Так что авторы новых идей не «придумывают» их, а, скорее, открывают.

Есть своя идея и у мегаполиса, или, скорее, целый букет идей. В проекте «Луч идей. Москва» мы представим около 70 проектов разных архитекторов, школ и направлений. Это будет коллективный ответ на вопрос, каковы ключевые идеи Москвы, характеризующие город сегодня и его планы на завтра. Наш луч направлен из прошлого в будущее и показывает, как менялось и меняется представление архитекторов о том, как должна развиваться Москва.

В историческом разделе «Будущее – в прошлом» представлены идеи из фондов Музея архитектуры им. Щусева. Открывает раздел проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах архитектора Александра Витберга. Его реализация началась в 1813 году, но в 1825-м Витберг и его проект были отставлены из-за приверженности нового монарха к более традиционным архитектурным решениям. Затем от истории двухсотлетней давности экспозиция переходит к идеям русского архитектурного авангарда и модернизма – с 20-х до 60-х годов прошлого века.

В разделе «Арх Каталог» можно оценить идеи наших современников, признанных мастеров московской архитектуры, а в разделе «Послезавтра», посвященном архитектурному образованию, – увидеть идеи тех, кто будет создавать наше будущее. В целом «Луч идей. Москва» – это своеобразный оптический инструмент, который позволяет сравнить реализованные идеи и то, из чего они выросли. Возможно, ключевым выводом этой экспозиции станет понимание того, что наше представление о будущем скорее характеризует наше время и нас самих, нежели время, которое наступит.

«АРХ Москва» всегда включала разделы, посвященные зарубежной архитектуре, но она, как правило, подавалась обособленно от российской. На этот раз зарубежные бюро, работающие в Москве, представлены в «Луче идей» плечом к плечу с российскими коллегами. Zaha Hadid Architects из Лондона и шведская компания Semrén & Mansson представят два принципиально разных взгляда. Если бюро Захи Хадид в проекте «Planet Moscow 2100» предлагает взгляд достаточно отдаленный, то шведы смотрят на Москву более прагматично, остановившись на предложениях по улучшению сегодняшней городской среды.

Илья, каждая выставка, наверное, это поиск новых форм подачи материала?
– Да, хотя, конечно, некоторые спецпроекты (такие как «Арх Каталог», «Архитектурное образование») мы сохраняем уже много лет, несколько меняя задачи для участников и способ подачи материала. И конечно, в центре выставки мы традиционно представляем актуальное направление градостроительной политики, которое формулируют Москомархитектура, НИиПИ Генплана, АО «Мосинжпроект».

В прошлом году «АРХ Москва» впервые прошла в Гостином Дворе. Для нового выставочного пространства наш руководитель Василий Бычков и архитектор Николай Сочилин разработали единый дизайн-код, в соответствии с которым выдержана большая часть выставочных пространств. Когда все происходило в ЦДХ, в этом не было необходимости, структура выставки, разделенной на этажи и отдельные залы, была другой. Но в новом, целостном пространстве потребовалась более четкая структура экспозиции. Вся выставка выдержана в едином, но не подавляющем индивидуальность участников ключе. В этом году такой подход будет сохранен.

Как вы оцениваете нынешний период – как время кризиса идей или, наоборот, всплеска? Имею в виду и организацию выставки и то, что происходит в архитектурном мире в целом?
– Проще, наверное, будет ответить на такой опрос лет через 30. Но я бы не назвал наше время кризисом идей. Уже потому, что новые технологии, такие, например, как дополненная реальность, рождают много новых возможностей как для архитектуры, так и для ее выставочной репрезентации.

Если погрузиться в вашу выставочную кухню, то как обстоит дело с идеями при подготовке выставки? Вам приходится выбирать из большого разнообразия предложений вашей команды или, наоборот, те или иные подходы, что называется, рождаются в муках?
– По-разному. Например, в отношении темы процесс ближе к первому варианту. Существует кураторский совет, куда входят более 20 архитекторов, кураторов, экспозиционеров, которые предлагают разные идеи. В этом году авторство основной идеи принадлежит архитектору Владимиру Кузьмину, а мне предстояло на ее основе разработать кураторский манифест. Конечно, иногда над какими-то решениями приходится долго думать, что может привести к «открытию» идеи, о которой еще вчера никто и не помышлял.

Как вам кажется, существует ли сейчас проблема авторства идей? Мне кажется, у нас – причем во всех сферах – только сегодня назрела тема индивидуализации идей.
– В своей выставочной практике мы стараемся не забывать авторов идей. Но для их воплощения всегда нужны коллективные усилия. Так, в прошлом году Василий Бычков предложил идею экспозиции «Москва! Значима», а развивала ее команда приглашенных кураторов. Автором темы «АРХ Москвы-2021» выступил Владимир Кузьмин, а затем мы над ней работали большим коллективом.

В архитектуре авторство ключевых идей, лежащих, например, в основе нового стиля или направления, – всегда коллективное. Так, примеры авангарда, родившегося 100 с небольшим лет назад, почти одновременно стали появляться в разных странах. Сначала в архитектурной графике, а потом и в постройках. На основе интуитивно понятых принципов были сформулированы манифесты. Роль тех, кто выразил новые идеи в построенных зданиях, и тех, кто сформулировал их словесно, одинаково важна.

Какая из идей градостроительного развития столицы вам кажется удачной?
– Идеи, которые сегодня реализуют московские власти, еще нельзя назвать завершенными. Многие представляются удачными, например, реформирование общественного транспорта. Но нужно время, чтобы оценить результат.