В Москве отмечают 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

В Москве отмечают 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

В Москве отмечают 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
В Москве отмечают 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина Картина «Болдинская Осень», автор: Евгений Демаков, demakov-art.ru
Если условно разделить наследие поэта на материальное и интеллектуальное, то наибольшую жизнеспособность демонстрирует второе. Москва насчитывает несколько десятков адресов, связанных с жизнью поэта. Однако в числе сохранившихся лишь единицы являются стопроцентно утвержденными местами его пребывания. Другое дело творческое наследие. И спустя два столетия Пушкина цитируют, изучают, ведут поиск новых свидетельств его творчества.

Места в столице, где реально бывал Пушкин в разные периоды своей жизни, это Елоховский собор, там крестили поэта, трапезная строившейся тогда церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, где прошло венчание с Натальей Гончаровой, двухэтажный особняк на Арбате, где молодая пара прожила несколько недель после бракосочетания, деревянный дом дяди поэта Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной, а также палаты Украинцева в Хохловском переулке, где молодой Пушкин служил титулярным советником. Подлинность событий того периода, включая и его пребывание в качестве гостя в ряде особняков Москвы, установить довольно сложно. Так что часто указания на мемориальных досках являются лишь более-менее обоснованными версиями литературоведов. И конечно, вполне понятно желание расширить и создать более солидный список мест, где поэт, родившийся в Москве, уж точно когда-то побывал.

Причин утраты пушкинских адресов существует множество, а самая очевидная – время. Существенная часть была утрачена из-за пожаров и ветхости, в советский период – в связи с масштабными преобразованиями центра столицы. Например, на месте нынешнего здания МХАТа имени Горького на Тверском бульваре когда-то находился особняк дворянина Кологривого, где на балу поэт впервые увидел Наталью Гончарову.

Даже главное здание Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке, 12/2, бывшая усадьба Хрущёвых–Селёзневых, не является 100-процентно достоверным местом пребывания поэта. Хотя такая версия есть: хозяин дома Александр Хрущёв был человеком общительным, к нему съезжались многие друзья Пушкина. Отсюда возникла версия, что сюда приезжал и сам поэт. А вот Музей современной истории на Тверской, где когда-то функционировал Английский клуб, считается пушкинским адресом вполне обоснованно. В начале XIX века это было престижное место встреч аристократов. В годы войны с французами здание пострадало, но не критически.

Данью уважения к юбилейной дате поэта стала работа столичных властей по воссозданию более 225 зданий пушкинской Москвы. В этом году процесс продолжится, будут приведены в порядок еще 23 таких адреса. Специалисты восстанавливают фасады, реставрируют их архитектурный декор, приводят в порядок важные элементы зданий, заменяют инженерные системы.
Это объекты разных периодов строительства, например, дом в Харитоньевском переулке, 7. Здание конца XIX века построили на месте усадьбы Ольги Пушкиной, бабушки поэта, которая владела им почти десять лет. Здание сгорело в пожаре 1812 года. А в 1890-м на этом месте был построен объект в стиле неоклассицизма по проекту Бориса Рутковского. В число пушкинских объектов попал и Лялин переулок, 9, где в начале XIX века располагалась небольшая усадьба полковника артиллерии Николая Пушкина, другого дяди поэта. Дом этот не сохранился, на его месте в 1896 году по проекту архитектора Адольфа Нетыксы построено здание в стиле модерн.

Стало уже традицией отмечать не только юбилеи и знаменательные даты в жизни поэта. День его рождения – 6 июня официально считается Пушкинским днем. Так, в мае этого года в библиотеке-читальне имени А.С. Пушкина на Пречистенке состоялась церемония открытия мультимедийного центра Всероссийского музея А.С. Пушкина. Из фондов музея библиотеке передали оцифрованные копии изобразительных материалов, среди которых портреты членов семьи поэта, а также информационно-образовательные материалы. Читальня получит доступ к научно-популярным фильмам, изданиям музея и мультимедиаресурсам. Их можно будет использовать для проведения тематических выставок, социокультурных и просветительских мероприятий.

О соответствующих пушкинских мероприятиях заявили и другие музейные институции города. «Наше всё» не забывает и современный кинематограф. Вышел многосерийный документальный фильм о судьбе потомков поэта «Пушкины» режиссера Алексей Чачбы. Наделала много шума экранизация «Евгения Онегина» режиссера Сарика Андреасяна – первая художественная кинолента по роману классика. Словом, время привносит все новые и новые творческие идеи, связанные с жизнью и творчеством поэта. С одной стороны, за 200 лет уже вдоль и поперек исследованной сотнями литературоведов, с другой – хранящей множество неясностей и даже тайн. Наверное, в этом и есть миссия гения – через века сподвигнуть потомков на новые поиски – не бытового, а творческого характера.