В столичных клиниках медперсоналу и пациентам помогают необычные ассистенты – робокошки
Хвостатые с искусственным интеллектом обжились в городской клинической больнице № 67 имени Л.А. Ворохобова, Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и ГКБ № 15 имени О.М. Филатова. Робокошки, как и обычные четвероногие, любят гулять сами по себе. На первый взгляд они просто катаются по коридорам, поднимая настроение пациентам. Но это впечатление обманчиво – на новых «сотрудников» возложены серьезные обязанности.
«Перед нами стоит задача внедрять в сферу столичного здравоохранения не только связанные с лечением заболеваний инновации и лучшие практики, но и облегчающие работу врачей. Мы изучаем, в каких технологиях нуждаются больницы, и предлагаем решения. Одна из важных задач – освобождение медицинского персонала от непрофильных функций. Сотрудники отвлекались на доставку питания новорожденным и лекарств, сопровождение посетителей. Переложив эти обязанности на роботов-курьеров, они смогли уделять больше времени заботе о пациентах», – рассказал о функциях новых «сотрудников» начальник управления развития сервисов департамента специальных проектов в Департаменте информационных технологий города Москвы Дмитрий Сытник.
Как и их пушистые собратья, робокошки самостоятельны и независимы. В клинике они ориентируются с помощью трех камер, сканирующих пространство 90 раз в секунду. Препятствия на пути распознают 3D-сенсоры. Обнаружив впереди какую-либо преграду, ассистент объедет ее. Он никого не заденет: даже если обступить робокошку, она остановится, замигает желтым светом и вежливо попросит пропустить. Этот навык отличает робокошку от обычной. На всякий случай на ее голове есть кнопка «Стоп».
Управлять больничными электронными кошками точно проще, чем своенравными четырехлапыми. Робокошке нужно только поставить задачу: выбрать на дисплее пункт назначения, режим движения и нажать на кнопку «Поехали!». Кошка на колесиках сама доберется до нужного места. В зависимости от выбранного режима сделает это либо шустро, либо плавно и вальяжно. У устройства есть четыре полки, каждая из которых выдерживает груз массой до 10 килограммов. Как и обычные кошки, роботы пользуются лотками. Но с другой целью: умные индукционные лотки позволяют роботу понять, поставлена сумка или убрана. Без подзарядки робокошки могут работать около суток.
Выполнив задание, электронный ассистент автоматически возвращается на свое место – на «лежанку» у стойки регистрации. Перед началом работы в учреждении каждую робокошку «дрессируют»: обучают ориентироваться на территории и выполнять задачи в конкретной клинике. «Мы выезжаем в больницу и продумываем сценарии для робота. Например, ему надо будет сопровождать пациентов в зону осмотра, помогать с доставкой вещей или же развозить продукты с молочной кухни. Мы настраиваем эти опции и «обкатываем» устройство в отделении, после чего передаем врачам», – пояснил Дмитрий Сытник.
У робокошек разные «дома» и, соответственно, разные задачи. Например, такая кошка обитает в отделении реанимации новорожденных в ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова. Посторонним сюда доступ закрыт, и кошка тут не только «для общей радости», а в первую очередь для работы. Она развозит медицинские изделия, питание для детей, парентеральные препараты из процедурного кабинета в палаты. Это ощутимая помощь в отделении, где каждая минута на счету. Только молочные продукты необходимо развозить восемь раз в сутки. Теперь персоналу достаточно загрузить их на полки ушастой помощницы и задать направление.
А вот во флагманском центре ГКБ № 15 имени О.М. Филатова живут очень общительные робокошки. Одна – на первом этаже в зоне триажа, где распределяют пациентов, нуждающихся в медпомощи. Здесь она привозит вещи пациентов в смотровую, провожает их к кабинетам, в которых проводят рентген-исследования, КТ, МРТ. Родственникам помогает дойти до комнаты отдыха. Второй котик обитает на втором этаже в «зеленой» зоне комфортного пребывания. В этом пространстве находятся люди, которым после обследования и постановки диагноза, скорее всего, предложат амбулаторное лечение. Устройство помогает таким пациентам сориентироваться и доставляет расходные материалы: коробки перчаток, бумажные салфетки для рук.
Первые впечатления пациентов и врачей от появления робокошек в клиниках положительные. Сейчас изучается возможность расширения функционала мурлыкающих ассистентов. Рассматривают возможность перемещения между этажами для доставки лекарств, капельниц, физрастворов в разные отделения, распознавания голосовых команд. В будущем робокошки могут поступить и в другие стационары города.