В столице Татарстана прошел IV Международный форум, посвященный архитектуре и строительству

Пространство для дискуссий
Успех мероприятию, а он, конечно, не ограничивается исключительно качеством деловой программы, во многом обеспечило место его проведения. Форум проходил в новом Театре им. Галиасгара Камала. Великолепное по внешним качествам и внутреннему обустройству новое здание в октябре 2024 года уже оценили члены БРИКС. По всей видимости, оценка участников форума (большинство из которых были архитекторами) могла бы стать еще более взыскательной. Но причины для критики попросту отсутствуют. Прекрасные виды на озеро Кабан, динамичный, стрельчатый декор, опоясывающий фасад здания, четыре современных зала, элегантно украшенные татарскими народными орнаментами, удобные планировки, замечательные акустические данные – все это производит яркое впечатление.
Если темой, манифестом форума служило определение «Единство разнообразия», то сама площадка проведения стала утверждением этой идеи. Авторами проекта театра выступили московское бюро Wowhouse, японское Kengo Kuma Architects и бюро Германа Бакулина. В ходе форума представители администрации театра и бюро Wowhouse провели несколько экскурсий по объекту. Особо были отмечены возможности здания, призванного выполнять не только театральные функции, но и функции общественного центра. Объект будет открыт практически круглосуточно в формате 24/7. На верхнем уровне расположен ресторан с выходом на крышу. В самом здании размещены четыре зала, часть из них способны менять не только свою конфигурацию, но и сцены. Самый большой рассчитан на 771 место. Прекрасные возможности созданы для ведения репетиционного процесса, занятий хореографией, на двух уровнях размещены гримерные помещения для актеров, а также зал для отдыха, столовая, пресс-центр.
Интерес к Казани продиктован и ее активным развитием. В выступлении на церемонии открытия форума глава республики подчеркнул, что Татарстан занимает лидирующие позиции в сфере строительства РФ. Приветственные слова участникам форума прислали зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин, глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин. Перед собравшимися выступил и мэр города Казани Ильсур Метшин. Сейчас город находится на старте крупных проектов. Большие надежды возлагаются на транспортный объект – строящуюся трассу М12 протяженностью 142 километра. Она свяжет ряд крупных районов республики.
Презентации и обсуждения
В дискуссиях форума приняли участие топовые российские и иностранные эксперты в сфере архитектуры, градостроительства и урбанистики из 23 стран мира. Среди них специалисты из Катара, Китая, Индии, ОАЭ, Ирана, Бразилии и других стран. Россию представляли Александр Цимайло и Николай Ляшенко, Сергей Кузнецов, Никита Явейн, Иван Греков, Рубен Аракелян, Олег Шапиро, Ирина Кузнецова и многие другие.
Деловая программа включила восемь тематических панелей по странам БРИКС и более 115 сессий, охватывающих темы архитектурной политики стран БРИКС+, биоклиматической архитектуры, человекоцентричности, редевелопмента исторической среды и создания городов будущего. Подытоживая все, что прозвучало на полях форума, главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина отметила: «Это были три дня, полные вдохновения и новых открытий: «Казаныш» стал для нас не просто форумом, а трамплином к новым возможностям и мостом к крепким профессиональным связям, еще раз подсветив невероятную силу и красоту Казани». Она также подчеркнула, что цель форума была максимально практической, это определяли встречи на уровне глав городов стран БРИКС+, выработка конкретных решений и предложений о международном сотрудничестве.
Ильсур Метшин объявил о планах по развитию города в ходе программы развития прибрежных территорий «Казань – город на воде», разработанной Институтом развития города Казани под руководством Управления архитектуры города Казани.
«В рамках программы к 2030 году на полуострове Локомотив мы задумали сформировать один из крупнейших в России водно-туристических кластеров. Спортивный центр, архитектурная концепция которого будет определена по итогам международного конкурса, станет ключевым элементом будущего кластера и крупнейшей в Европе тренировочной базой для спортсменов мирового уровня и молодежи. Новый комплекс станет местом проведения престижных соревнований под эгидой международных спортивных федераций и площадкой, где совершаются первые шаги к большим достижениям», – сообщил градоначальник Казани.
Итоги международного конкурса будут подведены до конца 2025 года. Еще одним архитектурным событием форума стало заявление властей Казани о намерении реализовать концепцию крупнейшей в России яхтенной марины на 700 судов. Объем частных и государственных инвестиций оценивается бюджетом в 10,5 млрд рублей. Всего в черте города предусмотрено создание 17 крупных объектов речной инфраструктуры, в том числе 11 городских марин, современного яхт-клуба, остановки для речного такси, нового Центра экстремальных водных видов спорта мирового уровня и модернизация судостроительного производства. Все предложенные инициативы уже внесены в генплан развития города.
Московское участие
В ходе форума с интересом был воспринят и сам проект нового казанского театра, и ряд других проектов, которые реализуются с участием столичных бюро. Ильсияр Тухватуллина высоко отозвалась о проекте новой соборной мечети, который разработали столичные архитекторы «Цимайло, Ляшенко и партнеры». «Мы возлагаем большие надежды на соборную мечеть. Очень надеюсь, что она будет именно на воде и станет украшением нашего города. Это уникальный проект. Я считаю, что и для религиозного, и для архитектурного сообщества соборная мечеть станет новым толчком для вовлечения в религию, а для архитекторов этот проект просто будет большим праздником», – отметила Тухватуллина.
Главный архитектор столицы
Сергей Кузнецов поделился опытом работы Москомархитектуры, а также идеями, которые лежат в основе работы комитета. Так, главным принципом, который определяет развитие города, является ставка на человеческий капитал. Он лежит в основе всех городских программ – реновации, транспортного развития, редевелопмента промзон, реконструкции сети здравоохранения, образования и прочее. Сам Кузнецов в прежние годы выступил в качестве автора Дворца водных видов спорта в городе.
Столичные архитекторы рассказали о девелоперских проектах, которые уже в ближайшие время существенно изменят визуальную среду города.
Тимур Абдуллаев, генеральный директор бюро Archinform, прокомментировал актуальность тезиса «единство разнообразия» в качестве манифеста форума: «Тезис прекрасно проецируется на архитектуру. Он связан и с идентичностью, и с тем многонациональным кодом, который создает разнообразный архитектурный язык. И это всегда богатство. Переплетение культур и мотивов формирует яркий архитектурный бэкграунд, которым Россия может гордиться и который может стать ее будущим. Работая в разных городах, мы сталкиваемся с разными подходами, касающимися самых простых вещей. Взять для примера жилье. Видение его в кавказской части страны, сибирской, северной очень разное.
И на разных уровнях можно выявлять те черты, которые ярко отображаются в архитектуре, благоустройстве городов страны».
Валерий Фокшук, руководитель группы Мастерской архитектурных концепций, охарактеризовал «Казаныш» как яркое архитектурное событие года: «Этот форум показал, как разные идеи и культуры могут объединяться ради общего будущего. Манифест «Единство разнообразия» стал принципом практически всех основных дискуссий. Например, японский архитектор Кенго Кума рассказал, как в проекте Театра Камала удалось соединить татарские узоры с энергосберегающими технологиями: фасад, вдохновленный узорами льда на озере Кабан, не только красив, но и регулирует свет и шум. То есть проект доказывает: уважение к традициям не противоречит инновациям».
Было интересно узнать и об опыте зарубежных стран. Опыт Бразилии и ОАЭ показал, как даже в засушливых регионах или тропиках можно создавать «умные» системы использования воды, которые подходят для разных климатических условий.
Одной из важных тем форума стал и диалог с прошлым. В частности, обсуждалась тематика реставрации и реконструкции старых зданий. Например, в Казани заводские цеха превращают в арт-пространства, а в Театре Камала традиционные татарские орнаменты вплетают в современный дизайн. Так старые техники становятся частью новых проектов.