Впервые в России применён метод «Открытой реставрации» на скульптурных композициях XIX века «Милосердие» и «Воспитание» работы русского скульптура И.П.Витали - Московская перспектива
Впервые в России применён метод «Открытой реставрации» на скульптурных композициях XIX века «Милосердие» и «Воспитание» работы русского скульптура И.П.Витали

Впервые в России применён метод «Открытой реставрации» на скульптурных композициях XIX века «Милосердие» и «Воспитание» работы русского скульптура И.П.Витали

Впервые в России применён метод «Открытой реставрации» на скульптурных композициях XIX века «Милосердие» и «Воспитание» работы русского скульптура И.П.Витали
Впервые в России применён метод «Открытой реставрации»  на скульптурных композициях XIX века «Милосердие» и «Воспитание» работы русского скульптура И.П.Витали
15 декабря 2022 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря состоялась пресс-конференция, посвящённая старту первого в России, осуществляемого на деньги частного инвестора, проекта открытых реставрационных работ музейных экспонатов: скульптурных групп XIX века «Милосердие» и «Воспитание», выполненных русским скульптором И.П. Витали по проекту Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьева (1830–1835 гг.) из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Инициатором и инвестором проекта выступил Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого и НП «Российская ассоциация реставраторов».

В пресс-конференции принимали участие : Орлов С. В., Заместитель Председателя Московской городской Думы, Председатель совета отделения Российского исторического общества в Москве; Логинова Ю. А., руководитель Департамента культурного наследия города Москвы; Сергеев Д. Л., генеральный директор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря; Лихачёва, Е. С., директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева; Смирнов Ф. Г., председатель экспертного совета Фонда имени Ивана Бецкого, член Общественной палаты города Москвы, главный редактор журнала «Московское Наследие», радиоведущий и автор программы «Прогулки со Смирновым»; Котов Д. Е., художник-реставратор первой категории; Ильичев К. С., председатель Фонда исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого.

Реставрационные работы скульптурных групп «Милосердие» и «Воспитание» проводятся ведущими специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря методом «открытой реставрации» и будут закончены в 2023 году. Затем скульптурные композиции передадут в музей Московского Императорского Воспитательного дома.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Борисовна Любимова в своём приветственном письме участникам проекта отметила:
«Поздравляю Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив мени Ивана Бецкого с запуском замечательного проекта. Ваша инициатива о проведении реставрационных работ скульптурных групп XIX века «Милосердие» и «Воспитание», произведений Ивана Петровича Витали высоко оценена Министерством культуры Российской Федерации. Уверена, что талант, неравнодушие и глубокое понимание важности своей работы будут и впредь способствовать вашей созидательной деятельности. Искренне желаю вам творческого полёта, ярких открытий и новых достижений на благо отечественной культуры!».

В своём выступлении Степан Владимирович Орлов, заместитель председателя Московской городской Думы сказал: «Мы поддерживаем данную инициативу Фонда имени Ивана Бецкого, считаем, что этот проект способствует развитию русской реставрационной школы с одной стороны и возвращению уникальных музейных экспонатов для широкой общественности с другой. Инициатива фонда Бецкого вне всякого сомнения привлечёт внимание к блестящей истории Московского императорского Воспитательного дома, к истории Российской педагогики, благотворительности и меценатства, к истории Российской архитектуры и изобразительного искусства!

Юлия Алексеевна Логинова, заместитель руководителя Департамента культурного наследия отметила, что «Данный проект важен для нас, как для Департамента культурного наследия, с точки зрения продолжения работ в целом, начатых Российской ассоциацией реставраторов в 2021 году вместе с коллективом «Волонтеров-реставраторов», по реставрации Пилонов ворот с двумя белокаменными скульптурными группами на улице Солянка (скульптуры были заменены в 70-е годы на копии).
Необходимо отметить, что в этом году, 13 декабря 2022 г., этот проект был удостоен премии «Московская реставрация-2022», отмечен был коллектив авторов реставраторов и НП «Российская Ассоциация реставраторов».

Этот проект важен не только как продолжение работ, начатых в 2021 году по реставрации копий скульптур, но и комплексной реставрации подлинных скульптур, а также как возможность развития нашего проекта вместе с колледжем 26 кадр «Реставрационный кураториум», в котором студенты колледжа могут ознакомиться с такими видами работ по реставрации скульптуры, как предварительные работы (описание сохранности, составление картограмм, фотофиксация), могут принять участие в качестве слушателей в научно-методических советах, а также посмотреть за работой художников-реставраторов от момента составления методики реставрации до полной реализации. С точки зрения популяризации профессии реставратора и отработки навыков по реставрации скульптуры для ребят — это достаточно важный проект, который в 2023-24 годах, мы надеемся, будет закончен и реализован».

Дмитрий Леонидович Сергеев, генеральный директор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря в своём выступлении сказал :"Я хочу поведать вам историю, как почти сто лет назад в 1928 году наши коллеги из Центральных государственных реставрационных мастерских, а так тогда назывался наш Центр, Александр Николаевич Златоврацкий и Владимир Николаевич Домогацкий уже приступали к реставрационным работам над скульптурной группой " Милосердие" и "Воспитание", но по разным причинам работа не была закончена и вот спустя столько лет, эти скульптуры снова у нас. Порой один раз побывавшие в руках наших реставраторов произведения спустя годы снова попадают к нам в Центр. И работая с ними, мы перенимаем опыт наших предшественников, учимся у них, но кроме этого -- чувствуем радость от того, что теперь можем подарить памятнику более долгую жизнь благодаря новым методикам и современным технологиям в реставрации. На этот раз мы обязательно доведем работы до конца и вы сможете видеть весь этот процесс, прийдя к нам, в наши мастерские на экскурсию, работы будут проводиться открытым методом."

Лихачёва Елизавета Станиславна, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева отметила: «Государственному научно-исследовательскому музею архитектуры имени А.В.Щусева очень важно, что этот проект позволяет отреставрировать скульптуры, которые долгое время были недоступны для публики, но являются частью истории города, истории архитектуры. Важно, что это происходит в коллаборации с частным инвестором и с одной самой уважаемых институций в области реставрации – Центром Грабаря. Мы надеемся, что отреставрированная скульптура вернётся в городское пространство, будет доступна для зрителей: для жителей города и его гостей, и снова приобретёт ту значимость, которой она когда-то обладала».

В своём заключительном выступлении, Кирилл Сергеевич Ильичев, председатель Фонда исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого подтвердил намерения Фонда и дальше поддерживать развитие реставрационной отрасли, а также сохранять, восстанавливать и беречь историческое наследие, участвовать в образовательных программах для молодых реставраторов и историков.

Теги: #