Загадочный дворец Николая Дурасова хранит множество тайн

Многоярусный дом представляет собой равноконечный крест, наложенный на окружность. Нижний ярус, в свою очередь, складывается из двухрядных колоннад открытых галерей. Эксперты видят в этом отсыл к знаменитой италь-
янской вилле Ротонда близ Виченцы. У этой усадьбы много тайн и загадок: нет документов, которые бы достоверно указывали на имя архитектора и год постройки. Не сохранилось и воспоминаний о деталях и задачах, которые владелец ставил перед архитекторами. Доподлинно известно лишь, что заказчиком строительства усадьбы был отставной бригадир Николай Дурасов, выкупивший эти земли примерно в 1800 году. И это тоже довольно загадочная фигура в истории Москвы: наследник состоятельной семьи, перебравшейся в Москву в конце XVIII века из Симбирска. По заказу богатых провинциалов в 1790-х годах на Покровском бульваре архитектор Матвей Казаков построил особняк, в котором сейчас располагается Высшая школа экономики. Это здание по праву считается одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве. Проходящий недалеко от особняка Дурасовский переулок назван в честь владельцев – на тот момент он проходил по границе имения. От родителей Николай Алексеевич получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Свою подмосковную усадьбу богатый наследник решил строить на землях в Люблино. Данное поместье, известное с конца XVI века, в разные годы принадлежало династиям Годуновых, Прозоровских, Разумовских, Урусовых. Новый землевладелец решил кардинально преобразить доставшиеся ему гектары.
Довольно странно, что обладавший внушительным состоянием человек не оставил после себя ни одного парадного портрета – это ставит в тупик экскурсоводов, работающих сейчас в усадьбе. Нет точных данных и об архитекторе. Историки сошлись во мнении, что, по косвенным источникам, к строительству причастны Иван Еготов и Родион Казаков. Это неоднократно работавшие вместе ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, выпускники архитектурной школы при Экспедиции кремлевского строения. Почему их имена официально не вписаны в историю усадьбы в качестве архитекторов – еще одна усадебная загадка. Нет документального объяснения и необычной форме здания – считается, что по геометрии оно напоминает орден Святой Анны, которым, по некоторым данным, был награжден хозяин усадьбы.
Поместье не предназначалось для долгого дачного семейного проживания: будучи холостяком, владелец жил тут большей частью один. «Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях», – так поэт и переводчик Михаил Дмитриев описывал нрав и образ жизни владельца усадьбы Николая Дурасова.
Главное здание строили как храм искусств. Концепция и оформление посвящены покровителю муз богу Аполлону –
в честь него в бельведере была установлена статуя, во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти, также присутствуют античные сюжеты. Дворец состоит из центрального круглого зала с оркестровой нишей, мраморного зала для танцев и розовой гостиной. Вскоре после постройки усадьбы Дурасов основал там крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу Дурасова входило 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков.
Золотой век усадьбы длился чуть более пятнадцати лет и закончился смертью хозяина, скончавшегося в 1818 году и не оставившего после себя наследников. Несколько десятилетий усадьбой владели родственники Николая Алексеевича Дурасова, но потом имение выкупил предприниматель Конан Голофтеев, который распорядился усадьбой как истинный бизнесмен – перестроил дворец и усадебную территорию, превратив пространство в дачный поселок, который сдавался в аренду. В 1866 году люблинским дачником стал Федор Достоевский – здесь он писал «Преступление и наказание».
После революции в усадьбе было… коммунальное жилье. Еще во дворце разместили школу, отделение милиции и Дом культуры. Позднее здесь обосновался Институт океанологии Академии наук СССР, а во дворе располагались масштабные батискафы, которые привлекали внимание публики. Музейный статус усадьба приобрела лишь в 2003 году. В 2019-м здесь прошла первая масштабная реконструкция и были проведены работы по благоустройству.
В прошедшую субботу, 20 июля, мэр города Сергей Собянин сообщил о том, что начинается очередной этап реставрационных работ. На этот раз приведут в порядок фасады. «По легенде, владелец усадьбы Люблино Николай Дурасов решил увековечить одну из своих наград – крест Ордена Святой Анны 1-й степени, и архитектор положил его в основу плана дворца, – рассказал Сергей Собянин. – Интерьеры дворца сейчас в удовлетворительном состоянии: сохранились подлинные росписи потолков и стен с сюжетами античных мифов. Но фасады требуют реставрации. Специалисты приведут в порядок белокаменный цоколь, основания и стены лестниц, восполнят утраченные архитектурные элементы».