Возвышаясь над потоками
Места подобных «аттракционов» в столице хорошо известны. Создавать маршруты движения составов через реки начали еще в 1930-е годы, и первым стал Смоленский метромост, соединивший станции «Смоленскую» и «Киевскую» Филевской линии метро. Движение по нему было запущено в 1937 году. Картину, открывающуюся из окон вагонов, можно считать одной из самых хрестоматийных: переезжая Москву-реку, пассажир видит речной простор, величественные, одетые в гранит набережные, историческую застройку, Дом Правительства, увенчанный государственным флагом. Второй метромост столицы появился значительно позже, в 1959 году. Он связал район Лужники и Воробьевы горы, получив название «Лужнецкий». К сожалению, мост довольно быстро пришел в аварийное состояние и только в 2000-х был реконструирован. Два других моста через Москву-реку –
Нагатинский и Митинский – появились позже, причем с интервалом во времени в 40 лет. Первый появился в 1969 году, а второй – в 2009-м. Нагатинский связывает станции «Технопарк» и «Коломенскую», Митинский – «Волоколамскую» и «Мякинино».
Одна из крупных артерий города река Яуза также стала местом приложения усилий метростроителей. В 1965 году, прокладывая линию между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь» Сокольнической линии, был создан Преображенский метромост, а через 13 лет, в 1978 году – Медведковский, расположенный между станциями «Бабушкинская» и «Медведково».
Расширение сети метро вызвало необходимость сооружения метромостов и над сравнительно небольшими реками. В 2018 году такая конструкция появилась над рекой Лихоборкой. Метростроители тогда тянули ветку для составов, направляющихся в депо «Лихоборы». Пассажирские перевозки на этом отрезке метро не совершаются, но в качестве инфраструктуры перегон очень значимый.
Свою историю и инженерные особенности имеет каждый метромост. Например, есть на карте Москвы эстакада метро, почти никак не связанная с рекой: в 1961 году, сооружая перегон между станциями «Партизанская» и «Измайловская», было решено часть пути провести над поверхностью земли. Это было связано со сложной геологией участка, болотистой местностью, возникающей из-за близости реки Серебрянки. Реку впоследствии взяли в коллектор, а пути и даже станция «Измайловская» оказались не в тоннеле, а над землей.
Традиция возводить метромосты продолжается. Развивая сеть метрополитена в городе, имеющем сложную геологическую структуру со множеством водоемов, строители периодически сталкиваются с самыми разными речными препятствиями на своем пути. Так, создавая уникальную Солнцевскую ветку метро, которая свяжет столицу с аэропортом Внуково, возникла необходимость протянуть новый метромост над рекой Ликова на пути следования поезда от станции «Пыхтино» к конечной «Аэропорт Внуково». Сейчас работы по его возведению завершены. Сооружение получило название Ликовский метромост, его длина составляет 460 метров. Генеральный директор «Мосинжпроекта» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов отметил, что в конструкции моста 23 опоры, между ними возведены 22 бетонных пролетных строения.
В последние дни мая стройкомплекс сообщил о завершении строительно-монтажных работ на трех метромостах в городе. По словам Андрея Бочкарёва, заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, все три сооружения соединят Большую кольцевую линию (БКЛ) метро и электродепо «Аминьевское». «Завершено строительство однопутного моста длиной 475 метров на соединительной ветке от станции метро «Аминьевская». Метромост проходит над рекой Навершкой и пересекает улицы Верейскую и Генерала Дорохова. Проведена пусконаладка инженерных систем», – рассказал глава стройкомплекса. В завершающей стадии находятся и два других метромоста – длиной 370 и 380 метров, на этих объектах закончена пусконаладка оборудования. Они проходят над рекой Сетунь и улицей Верейской и расположены параллельно друг другу на соединительной ветке между станцией «Давыдково» БКЛ и электродепо.
«Все три метромоста, по которым уже прошли путеизмерители, готовы к финальным испытаниям, в частности – к пробному проезду составов. Мосты планируется ввести одновременно с открытием электродепо «Аминьевское», которое будет обслуживать подвижной состав БКЛ метро», – проинформировал Юрий Кравцов. На прилегающей территории к соединительной ветке от станции метро «Аминьевская» выполнены работы по озеленению: высажены деревья и кустарники, рядом с двумя другими также продолжается благоустройство.
Все три транспортных объекта будут выполнять технические функции, пассажирские перевозки ими не предусмотрены. Однако с учетом того, что объекты находятся на хорошо просматриваемых городских участках, их отличают интересные архитектурные решения. Цветовая гамма новых метромостов включает бирюзу – символ Большой кольцевой. Такими станут пролетные бетонные балки в конструкции объектов. Основным же цветом отделки стал кварцевый, он выбран для ламелей, декорирующих П-образные галереи над путями: мосты над реками Сетунь и Навершкой будут крытыми. Особенно эффектно объекты будут выглядеть в вечернее и ночное время. Вдоль них смонтирована архитектурная подсветка, создающая эффект яркой линии и освещающая искусственные сооружения в темное время суток.