«Борт № 1» станет плавучим музеем

«Борт № 1» станет плавучим музеем

«Борт № 1» станет плавучим музеем
«Борт № 1» станет плавучим музеем
«Яхту Сталина» пришвартуют у парка Горького

Легендарный теплоход «Максим Горький», известный как «яхта Сталина», уже 19 апреля переходит к новому владельцу – «Канал имени Москвы» по-купает его у Московского речного пароходства. Корабль планируют отреставрировать, сделав из него плавучий музей, который сможет ходить по водным путям города. «Московская перспектива» выяснила историю теплохода.

Нынешний владелец судна «Максим Горький» – компания «Московское речное пароходство» выставила лот на продажу в прошлом году в связи с высокой стоимостью содержания. Ранее на покупку судна претендовали Азербайджанское Каспийское морское пароходство и администрация Нижнего Новгорода, но сделки не состоялись. На прошлой неделе стало известно, что выкупить теплоход намерено ФГБУ «Канал имени Москвы». Таким образом, знаменитая «яхта Сталина» останется в столице.

Легендарное судно имеет историческую ценность – его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек», – рассказал глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Еля-нюшкин. Ориентировочная стоимость сделки составляет 20 млн рублей. После ее завершения корабль будет отправлен на капитальный ремонт и реставрацию, а затем может стать плавучим музеем, пришвартованным у ЦПКиО им. Горького. Экспозиция будет посвящена истории канала имени Москвы. Предполагается, что все работы завершатся к апрелю 2019 года. «Этот теплоход – шедевр отечественного судостроения и действующий памятник истории. Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «борт № 1» в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией и банкетным залом. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты. После реконструкции теплоход станет современ-ным культурно-музейным плавучим центром, который сможет совершать экскурсионные туры через знаменитые шлюзы канала имени Москвы», – рассказал Герман Елянюшкин.

Теплоход «Максим Горький» – двухпалубное судно длиной порядка 70 метров и шириной 13 метров. Высота надстройки составляет 12 метров. В каютах корабля может разместиться 52 человека, при перевозке на коротких рейсах вместимость лайнера – 150 человек.

«Борт №1» был построен в 1934 году по личному распоряжению Иосифа Сталина на судостроительной верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Строили судно в специальном затоне под открытым небом, для 1930-х годов это считалось инновационным методом. Мебель и предметы интерьера создавались по индивидуальным чертежам, в оформлении теплохода использовали 17 пород древесины, в том числе красное дерево, чинару и карельскую березу. Изначально лайнер ходил только по Волге, поскольку Москва-река была слишком мелкой для такого судна. Но с запуском канала Москва – Волга и до появления в столице Крымского моста теплоход совершал речные рейсы по столице.

Бывал ли на теплоходе Иосиф Сталин, доподлинно неизвестно, но в 1940–1950-х годах на судне отдыхали первые лица страны – Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущев, а в 1960-е «борт № 1» использовали для перевозки обычных граждан из столицы на пляжи в Подмосковье. Позднее теплоход стал прогулочным и совершал регулярные рейсы в черте города, возил специальные международные делегации, посещавшие Москву. В 1990-е годы в носовом вестибюле появилась экспозиция вос-ковых фигур: сидящий Сталин, рядом с которым стоят Максим Горький и «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. В 2016 году он был законсервирован.

Уникальные музеи столицы
В столице есть еще один музей, связанный с именем «вождя народов». Музей холодной войны «Бункер-42», или «Бункер Сталина», – единственный в своем роде туристический объект, не имеющий аналогов в мире. Он расположен в самом центре Москвы, глубоко под землей. Строительство бункера началось в 1951 году в связи с надвигающейся угрозой начала ядерной войны с США – Карибским кризисом, и часть экспозиции музея посвящена этим событиям. При возведении подземного комплекса использовалась та же технология, что и при строительстве метро. В нем разместились запасной командный пункт штаба дальней авиации, радиостудия, центральный телеграф и геодезическая лаборатория. В1995 году объект был полностью рассекречен. Тем не менее подземный бункер отлично сохранился и функционирует, но уже в качестве музея.

Еще один музей военной тематики – Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России – расположен в парке «Северное Тушино», экспозиция размещена внутри подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец». Когда-то подводная лодка несла боевую службу в Северной и Южной Атлантике, около 20 лет патрулировала в Баренцевом и Норвежском морях, совершала боевые походы в Средиземное море. В 1998 году списанную субмарину выкупили столичные власти. Подлодку отбуксировали в Москву и сделали музеем. Сейчас для посещения открыты все семь отсеков субмарины.

Необычная экспозиция работает также в Музее индустриальной культуры. Большой крытый ангар, в котором собраны вещи и предметы быта времен СССР, расположен около метро «Люблино» в районе Заречье. «Часто к нам приходят семьями, и каждый найдет то, что нравится ему. Детям будет интересно посмотреть на игрушки их родителей. А с некоторыми экспонатами можно даже играть. Мамы увидят старинную бытовую технику, швейные машинки и другие женские «штучки», которыми пользовались наши бабушки. А пап ждут машины, мотоциклы и всевозможный инструмент», - рассказали организаторы экспозиции.

Также в столице работает Музей истории ГУЛАГа. Он был основан в 2001 году историком и общественным деятелем, прошедшим через сталинские лагеря как сын «врага народа», Антоном Антоновым-Овсеенко. Он расположен по адресу: 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1. Собрание музея включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников, коллекцию личных вещей, произведений искусства, созданных художниками, прошедшими ГУЛАГ, а также одежда заключённых, лагерная посуда, пули, гильзы, найденные на местах массовых расстрелов.