«Мы не карательный, а консультационный орган»

«Мы не карательный, а консультационный орган»

«Мы не карательный, а консультационный орган»
«Мы не карательный, а консультационный орган»
Контроль качества и безопасности на возводимых объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, жилья, медицины, спорта, инженерных сооружений Москвы сегодня как никогда актуален. О том, как осуществляются проверки и каковы результаты работы Мосгосстройнадзора за первое полугодие, «Московской перспективе» рассказал председатель комитета Игорь Войстратенко

Игорь Михайлович, возведение каких объектов в столице контролирует Мосгосстройнадзор и каковы результаты работы вашего ведомства за шесть месяцев нынешнего года?
– Мы контролируем строительство всех объектов в городе. В настоящее время под надзором комитета находится более двух тысяч возводимых и реконструируемых зданий и сооружений. Всего за полгода мы осуществили почти 4,5 тыс. проверок и выявили свыше 19 тыс. нарушений.

Какие нарушения встречались чаще всего?
– Почти половина, точнее, 47% нарушений, связаны с несоответствующим качеством строительно-монтажных работ, 14% – с содержанием стройплощадок. Остальные – это отсутствие исполнительной документации, отступление от проектных решений, нарушение требований пожарной безопасности, экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Что, на ваш взгляд, является их причиной?
– Во-первых, слабый отбор подрядчиков, в том числе
и по бюджетным объектам, с низкой квалификацией рабочих и инженерно-технического персонала. Во-вторых, неудовлетворительный строительный контроль со стороны лиц, осуществляющих работы, – тех же подрядчиков и заказчиков.

От строителей можно добиться, чтобы качество работ хотя бы на ряде объектов было идеальным?
– Поверьте, идеальных строек не существует нигде в мире. Другое дело, какого рода возникают нарушения, как часто они повторяются и какие выводы после наших замечаний делают строители.

Какие санкции применяют к нарушителям?
– По результатам проверок за полгода нами выдано 2,6 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений, большая их часть уже устранена. При этом в бюджет города поступило 343 млн руб. административных штрафов.
А в СРО (саморегулируемые организации) направлено 2,4 тыс. обращений для принятия дисциплинарных мер к организациям-нарушителям.

Если взять, например, строительство жилья, то на каком уровне сегодня находится качество возводимых домов?
– Могу с уверенностью сказать, что качество строительства за последнее время улучшилось. Стало меньше брака, который мог бы привести к снижению прочности и устойчивости конструкций или зданий в целом. Значительно повысился уровень строительной готовности предъявляемых к вводу в эксплуатацию объектов, поэтому уменьшилось число обращений граждан с жалобами на горячую линию Мосгосстройнадзора. В этом году поступило 209 обращений за первое полугодие, в 2020-м – 236.

Какие еще положительные моменты вы можете отметить?
– Многие застройщики меняют свое отношение к вопросам организации строительства. Ведь как строили раньше? Стройка шумит себе и шумит. Это было в порядке вещей. А сейчас, если объект возводят в плотной городской застройке, строители выставляют шумозащитные экраны. В проект закладывают ограждения стройплощадки в виде сэндвичей со звукоизоляционной минватой, что в разы снижает шум от стройки. Ну а в случае поступления от москвичей жалоб на шум или вибрацию к проверкам привлекают специалистов из подведомственного Мосгосстройнадзору ГБУ «Центр экспертиз и исследования в строительстве» (ЦЭИИС). Они проводят измерения уровня шума на границах жилых застроек. В случае превышения предельно допустимых значений в дневное время подрядчику и должностному лицу назначаются административные наказания в виде штрафов.

Каким образом формируются программы проверок?
– Все программы проверок формируются исключительно с применением риск-ориентированного подхода. Исполняя поручение президента в части снижения административного давления на бизнес, интенсивность проведения мероприятий по контролю мы определяем теперь в зависимости от того, к какой категории риска либо классу опасности можно отнести выполняемую работу. К тому же с 1 июля 2021 года вступило в силу изменение в законе о контрольно-надзорной деятельности № 248-ФЗ, где говорится, что главными задачами проводимой в стране реформы являются повышение уровня безопасности и устранение избыточных административных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности. Это значит, что упор мы будем делать на профилактику правонарушений. При этом Мосгосстройнадзор выстраивает свою работу в соответствии с новыми требованиями таким образом, чтобы в первую очередь обеспечить безопасность строящихся объектов, а не выискивать как можно большее число нарушителей.

В таком случае, как меняются методы контроля на объектах?
– При усилении профилактической составляющей мы становимся не карательным, а по большей части консультационным органом и все выездные проверки осуществляем в соответствии с утвержденной программой, которая составляется с учетом риск-ориентированного подхода – программам проверок присвоены категории риска. Поэтому, например, в случае внеплановой проверки из-за жалоб населения мы прежде выясняем индикатор риска нарушений. Еще хочу отметить, что у нас изменится срок проведения проверок. Если прежде срок подобного рода проверок составлял 20 рабочих дней, то в дальнейшем – не более 10. Ситуация складывается таким образом: КоАП (Кодекс административных правонарушений) предполагает возможность привлечения к ответственности в случае, если грубые нарушения происходят и повторяются. Тогда штрафные санкции кратно увеличиваются с 300 тыс. до 600 тыс. руб., вплоть до приостановления деятельности строителей. В общем, меры административного характера достаточно суровые и должны стимулировать добросовестность участников строительства.

Теги: #