Открылась выставка, посвященная 90-летию музея МУАР - Московская перспектива
Открылась выставка, посвященная 90-летию музея МУАР

Открылась выставка, посвященная 90-летию музея МУАР

Открылась выставка, посвященная 90-летию музея МУАР
Открылась выставка, посвященная 90-летию музея МУАР
Юбилейная экспозиция получила название «Архитектура говорит». На церемонии открытия один из ее соорганизаторов, руководитель архитектурного бюро SAGA Артем Стаборовский, объяснил, что архитектура обладает способностью передавать сообщения. Знатоки этого искусства умеют считывать транслируемую информацию, а музей выполняет функцию демонстрации этих сообщений.

Директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова отметила, что открытие юбилейной экспозиции совпало с днем рождения основоположника музея Алексея Щусева и с Всемирным днем архитектуры. Так что перед руководством учреждения встал непростой вопрос – что представить посетителям, если учесть, что в силу сложившихся обстоятельств МУАР не имеет постоянной экспозиции и историю архитектуры раскрывает через отдельные сюжеты, выделяя определенные явления и персоналии.

К юбилейной дате решено было подойти к подготовке масштабно – рассказать об искусстве архитектуры во всем ее многообразии и сложности. «Хочу подчеркнуть, что юбилейный год и выставка, посвященная этому событию, это взгляд не в прошлое, это взгляд в будущее, потому что музей должен развиваться. Мы очень надеемся, что в недалеком будущем, может быть, нашими силами, у музея появятся постоянная большая экспозиция и множество интересных выставочных проектов. У нас в собрании 840 тысяч музейных объектов. Мы можем рассказать об архитектуре всей нашей страны, всех ее периодов и даже вместить ее в мировой контекст», – отметила Наталья Шашкова.

Кураторы выставки Варвара Алёшина и Полина Покладок рассказали, что одной из творческих задач при подготовке мероприятия, которое продлится несколько месяцев, было и намерение ответить на вопрос, зачем музей нужен архитектуре? Для раскрытия темы выбрали восемь основных разделов: «Музей идей», «Рисунок», «Тип», «Материалы», «Стиль», «Интерьер», «Город», «Масштаб». В экспозиции представлены самые яркие предметы из коллекции МУАРа – макеты, предметы интерьера, рисунки, чертежи, эскизы. «Хотелось показать все самое ценное, но важно было удержаться от перегруженности, соблюсти баланс», – признаются кураторы.

Готовя анфиладу музея к экспозиции, они решили отказаться от вычурного дизайна и задействовать то, что используют в работе сами зодчие: простые удобные столы, подсветку в виде чертежных ламп. Стартовым экспонатом стала Сухарева башня – уникальное и грандиозное сооружение, построенное при Петре Первом, но разобранное в годы советской власти. На вопрос, почему именно эта башня стала отправной точкой для юбилейной экспозиции и не будет ли она в том или ином виде прообразом будущего музея архитектуры, его сотрудники отвечают вполне определенно – будущий музей должен стать новым современным архитектурным высказыванием. Башня как начало экспозиции оказалась удачным заходом в тему. Был нужен объект уже несуществующий, но широко представленный в документах на всех этапах своего существования. В музее есть изображения башни в разные периоды, ее фрагменты и зарисовки разбора, эскизы приспособления к транспортным планировочным решениям и даже альбом 80-х годов прошлого века, посвященный проекту восстановления Сухаревой башни.

В центре первого зала юбилейной экспозиции представлен ее макет. Примечательно, что МУАР стал первым в мире музеем, посвященным архитектуре. Созданный в 1945 году, он имел две площадки: в нынешней усадьбе Талызиных на Воздвиженке и в Даниловском монастыре. Когда объекты монастыря возвратили обители, все экспонаты переехали на Воздвиженку, после чего в таком переуплотненном состоянии музей просуществовал несколько десятилетий вплоть до настоящего времени. Однако последние годы некоторую часть его площадей занимало архитектурные бюро, благодаря чему возникло братство, объединившее цеховое и музейное начало. Это тоже стало особенностью МУАРа, сделавшей его центром профессиональных коммуникаций, которым он остается и сейчас