Первым делом, первым делом – метро! - Московская перспектива

Первым делом, первым делом – метро!

Первым делом, первым делом – метро!
Первым делом,  первым делом – метро!
Из шести открытых в марте 2020 года станций метро в Москве наш институт проектировал две: «Авиамоторную» и «Лефортово». Перед этим мы создали ряд очень ярких цветных станций, например, «Мичуринский проспект», но на БКЛ было решено придерживаться четко выверенных форм, практически графических интерьеров. Думаю, такой сдержанный облик у нас получился

Прежде всего в архитектурном решении станции «Авиамоторная» мы ориентировались на название. Но в интерьере вы не найдете прямых цитат из авиации или деталей самолета, тематика передана через ассоциативный ряд – цвет, формы элементов отделки станции. Например, потолок сделан не просто прямой нарезкой панелей, а разбит подобно элементам крыла, и в него встроены треугольные светильники, которые напоминают бумажные самолетики. Кроме того, и вестибюль, и платформу освещают непрерывные плавно изгибающиеся светодиодные линии, подобные следу от самолета в небе. Если приглядеться, видно, что они сделаны в трех плоскостях. Подобное было невозможно сделать раньше из люминесцентных ламп, так как светильники имели конечную длину и вместо сплошной линии получился бы ломаный пунктир. Конечно, чтобы не было видно зазоров между люминесцентными лампами, их можно было ставить с перехлестом, но стоило только перегореть одной из ламп, которые служили во много раз меньше светодиодных, как единая линия сразу разрушалась. Современная светодиодная лента позволяет задать любую форму, поэтому простор для творчества невероятный.

Путевая стена «Авиамоторной» выполнена из алюминиевых экструдированных панелей. Они окрашены в три оттенка серого цвета, скомпонованных в перемежающиеся линии, что создает эффект застывшего стремительного движения, а формы колонн схожи с килем самолета, или, проще говоря, хвостом. Словом, все вокруг пронизано полетом. Тематику поддерживает и цветовое решение – серый титан, алюминий, белый цвет. После завершения наладки на «Авиамоторной» заработают проекторы, на каждую колонну будут проецироваться такие же, как и на потолке, стрелочки-самолетики, устремленные вверх вдоль металлических граней колонн, подобно восходящим потокам воздуха.

Отправные точки для проекта станции «Лефортово» мы искали в историческом наследии района. К сожалению, Лефортовский дворец не дошел до нас в том виде, каким он был при Петре I. Поэтому у нас родилась идея взять за основу стиль гравюр тех времен, и как следствие этого, интерьеры подчинили черно-белой цветовой гамме. Для оформления интерьеров в наземном павильоне и кассовом зале мы пригласили художников. На пятиметровом куполе изображен герб Лефорта – это ручная работа. С первого взгляда кажется, что конструкция бумажная, поверхность ее матовая, абсолютно не блестит, но на самом деле определенные тонкости покраски так преобразили… алюминий. Купол расписывали вручную, но не по примеру Микеланджело, лежа на спине, а на заводе. На две собранные половинки купола сначала спроецировали основные контуры эскиза, и затем художники кисточками расписали их, прорисовав уже каждый элемент. Если приглядеться, то можно увидеть мазки краски. Вторая художественная композиция в наземном вестибюле сделана иначе: сначала был создан масштабный рисунок, который потом отсканировали, отредактировали его электронную копию, разложили на карты и отдали в производство. Мы понимали, что это панно с изображением отражения дворца в водной глади Яузы уже не будет смотреться так, как ручная работа на куполе. Поэтому специально использовали в обработке наиболее глянцевый антивандальный лак, так как значительная часть панно находится на уровне, доступном взгляду пассажира. За счет этого панно напоминает, скорее, фарфоровую чашку, чем гравюру. Так в двух частях одного произведения удалось достигнуть синергии ручной работы и современных технологий.
Кстати, о технологиях: на «Лефортово» и «Авиамоторной» впервые в московском метро применили фибробетонные панели. Конечно, первый опыт всегда сопряжен с трудностями, но мы успешно завершили работу. Благодаря этому материалу можно делать огромные – хоть в два-три этажа высотой – элементы без швов. То есть это не мелкое членение из панелей, камешков, которые разрушают масштаб, а современная единая стильная форма. Именно стиль хай-тек, в котором выполнены две упомянутые станции, и подразумевает создание таких масштабных инновационных проектов.

Но мало сделать станцию. Выход на поверхность, близлежащую территорию тоже надо благоустроить, чтобы это была единая, приветливая для пассажира среда. Чем приятнее среда, в которой находится человек, тем выше качество его жизни, тем комфортнее он себя чувствует. Сейчас наш институт работает над станциями «Внуково» и «Пыхтино». Для меня это счастливое стечение обстоятельств, судьба, можно сказать. Потому что я возглавлял проектирование терминала «А» аэропорта «Внуково» и подземного железнодорожного терминала, а теперь вот еще и станция метро. Безусловно, она станет завершением архитектурного ансамбля. Такое везение не часто случается. А вот над идеей проекта станции «Пыхтино» нам пришлось «попыхтеть», потому что ни в названии, ни в истории не за что было зацепиться. И тут помог случай. КБ «Туполев» вышло к нам с предложением посвятить две станции авиаконструктору А.Н. Туполеву, тем более что и аэропорт «Внуково» с 2018 года носит его имя. Идея отличная! Бюро предоставило чертежи самолетов, которые были построены под маркой «ТУ», от ее основания и до последнего ТУ-204. Их вы увидите в облике станции. Тематика опять же авиационная, но это далеко не «Авиамоторная», здесь все по-другому будет. Конечно, все последние проекты создаются в компьютерных моделях. В BIM-модели мы уделяем большое внимание деталям, вплоть до мелких элементов, насколько это возможно, чтобы сразу увидеть ошибки и исправить их в виртуальной модели, а не на стройке. Поэтому, когда приходишь уже на готовый объект, сюрпризов практически нет. Как правило, станции вживую выглядят даже намного интереснее, чем в цифровой реальности компьютерного проекта. Сколько уже станций так построено, но не перестаешь удивляться тому, как модель оживает в реальности.