«Секрет долголетия – интерес к жизни»

«Секрет долголетия – интерес к жизни»

«Секрет долголетия – интерес к жизни»
«Секрет долголетия – интерес к жизни»
Несмотря на возраст – 104 года, – жизнерадостный и доброжелательный Серафим Васильевич все время в работе. Кроме любимой живописи занимается и литературным творчеством. Не так давно выпустил книгу воспоминаний «Вместе со страной». А вспомнить есть что – за его плечами целая эпоха в истории нашей страны.

а свет Серафим Демидов появился в январе 1919-го – «во времена неясные и беспросветные», как писал Михаил Булгаков.
В стране шла Гражданская война. «Родился я в доме на Таганской улице, в многодетной семье служащего, – рассказывает Серафим Васильевич. – Был самым маленьким. Кроме меня родители воспитывали двух старших братьев и сестру. Мама умерла, заразившись испанкой, когда мне было полтора года, и вся ответственность за наше воспитание легла на плечи отца».
Учился Серафим в школе № 13 на Марксистской улице, до революции здесь была гимназия сестер Лебедевых. Как и все мальчишки, играл во дворе в футбол, зачитывался приключенческими книгами, а ближе к старшим классам стал проявлять художественные способности.

А к окончанию школы увлекся архитектурой и даже выписал «Архитектурную газету». В престижный институт молодой человек поступил без проблем. Но окончить вуз ему не удалось – грянула война. Летом 1941-го будущий архитектор проходил практику на строительстве гаражей авиационного завода в Филях. Однако всех молодых людей, окончивших третий и четвертый курсы МАрхИ, сняли с практики и направили в Московскую военно-инженерную академию на обучение инженерно-саперному делу.
В ноябре 1942 года выпускников ускоренных курсов направили на фронт. Лейтенант Демидов попал в 13-ю инженерно-саперную Новосокольническую бригаду, с которой и прошел всю войну. Сражался на Северо-Западном, на Втором Прибалтийском и на Ленинградском фронтах. А первое боевое крещение получил в жестоких боях Демянского котла в Новгородской области.
«Под городом Демянском наши войска заперли в лесах семь дивизий противника – почти сто тысяч солдат, включая эсэсовцев. Впервые с начала Великой Отечественной столь крупная группировка фашистов была окружена советскими частями. Мы наседали, немцы отчаянно сопротивлялись! На исход сражения повлияло командование рейха. Оно перебросило в район боевых действий дополнительные дивизии, атаковавшие нас с внешней стороны кольца.

В итоге кольцо было прорвано. Планы немцев по нанесению удара по Москве с Валдайских высот были сорваны», – вспоминает ветеран. Кроме установки мин и разминирования обязанностью его подразделения было наведение понтонных и деревянных переправ через реки и болотистые местности, строительство инженерных сооружений – штабов, укрытий, дотов, дзотов и блиндажей. «Непосредственно на передовой мы воевали не так много, но и в наших подразделениях также гибли люди, потому что сапер, как вы знаете, ошибается только раз, – говорит Серафим Васильевич.

Весну 1945 года 13-я бригада встретила операцией по разгрому Курляндской группировки немцев, в ходе которой 400 тыс. фашистов окружили и прижали к Балтийскому морю. Это были последние войска вермахта на территории Советского Союза. «Так что отметить День Победы в Берлине мне было не суждено. К тому же пришло предписание бригаде встретить полк пленных немцев. Под нашим руководством они строили деревянные дороги на северо-западе Латвии, где были непроходимые для военной техники болота и топкие почвы. Одновременно мы производили разминирование полей, подготавливая их для весеннего сева.Ну, а летом я демобилизовался, купил билет на поезд и поехал домой в Москву», – рассказывает Серафим Васильевич.
Вспоминая о сражениях, ветеран так и не признался, за что получил свои боевые награды – два ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны, не считая медалей, – сказав, что «героями на войне были все».

А осенью 1945-го он восстановился в МАрхИ и доучился два оставшихся года. «На защите мой диплом по проектированию Камского гидроузла получил первую премию Союза архитекторов, и я распределился в один из самых передовых проектных институтов – «Гидропроект», – продолжил свой рассказ Демидов. – В то время готовился к прокладке Волго-Донской канал, который на всем протяжении должен был иметь 15 шлюзов. Вместе с коллегой Федором Топуновым мы разработали чертежи и технологическую документацию нового расположения центров управления шлюзами, за счет чего обеспечивался лучший обзор и более эффективный контроль судов, проходящих шлюз, и его наполнение водой. И крупные специалисты-практики с нашим предложением согласились. По проекту на канале необходимо было установить пять триумфальных арок. Но в мире их уже давно не строили. Я изучил самые известные, консультировался с архитекторами, историками, чтобы создать и выразительную, и соответствующую всем композиционным требованиям постройку», – вспоминает Серафим Васильевич.

В итоге вход в центральный шлюз открыла арка, выполненная в соответствии с классическими канонами. Выступая с докладом на мероприятии, посвященном Волго-Донскому каналу, Демидов отметил, что на прилегающих к нему землях во время Великой Отечественной войны проходили серьезные сражения, поэтому триумфальные арки вдоль русла подчеркивают символ стойкости советского народа, и предложил назвать канал «Трассой победы». Это неофициальное название на многие годы закрепилось за ним.

В «Гидропроекте» Серафим Васильевич отработал восемь лет. Проектировал 25-метровые маяки вдоль трассы Волго-Донского канала, Волжскую ГЭС им. В.И. Ленина, трудился над другими заданиями. Затем перешел на педагогическую работу в родной МАрхИ. Защитил диссертацию и двадцать лет возглавлял кафедру промышленных сооружений. Кроме преподавательской работы разрабатывал проект реконструкции Московского НПЗ, занимался Камским нефтеперерабатывающим заводом. На пенсию ушел в 85 лет. «Вы знаете, в чем секрет моего долголетия? – поинтересовался в конце рассказа Серафим Васильевич. – Интерес к жизни: я до сих пор много читаю и много работаю».

Теги: #