Вся власть соседям: как устроены комьюнити жильцов в Москве

Вся власть соседям: как устроены комьюнити жильцов в Москве

Вся власть соседям: как устроены комьюнити жильцов в Москве
Вся власть соседям: как устроены комьюнити жильцов в Москве
Соседские чаты начали развиваться довольно давно - около 10 лет назад. Интересно, что при отдельных примерах народной инициативы, довольно часто активность по созданию и поддержке соседских сообществ перехватывается сверху. Обычно в этом вопросе наиболее деятельна местная власть. Все чаще соседские комьюнити создают и застройщики. Почему в России есть проблемы с народной самоорганизацией и как сейчас функционируют соседские сообщества - в большом исследовании МП.
1. Строгие управдомы и вынужденное добрососедство
2. Новые реалии - новые проблемы
3. У них и у нас
4. “Построим дом и научим дружить”
5. Подводные камни
6. От слов к делу: комментарии девелоперов


Строгие управдомы и вынужденное добрососедство

Чтобы понять, как устроены те или иные общественные институты, не лишним будет заглянуть в историю. В случае с самоорганизацией соседей далеко ходить не надо. Частная собственность на недвижимость в России появилась лишь в 90-е годы, однако массовое переселение в многоквартирные дома началось гораздо раньше - в конце 50-х и продолжалось до 70-80-х годов. При отсутствии права частной собственности не могло быть и никаких советов собственников. При этом была задача по управлению хозяйством дома, которую решал ЖЭК. Ключевой фигурой в доме был управдом, который мог называться по-разному, например, старшим по дому. Как правило, это был местный житель - сотрудник жилконторы. Суть взаимоотношений между жильцами и низовой властью в лице управдома отлично передают фразы советские фильмы («Не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака — друг человека! А у нас управдом — друг человека!»).

Приведенная цитата особенно ярко описывает комичность ситуации. Назвать директивные отношения дружбой - явное проявление хлесткой и немного злой иронии. Поскольку особенно активно включаться в жизнь дома или двора смысла не было - обязаловки хватало на учебе и работе, народ и не усердствовал в этом вопросе. Хотя, всегда были особо активные старушки, сажавшие цветы возле дома или редкие старики-активисты, проводившие пятиминутки политинформации. Другое дело - неформальные отношения соседей: тогда они действительно были хорошо развиты.

Причины - скорее всего, социально-исторические. Во-первых среди новоселов, переезжавших в хрущевки, было много деревенских жителей. Особый пласт жильцов составляли люди, которых массово «выписывали» из сельской местности, чтобы прописать и получить квартиру побольше. Во-вторых, советский быт был довольно непростым и способствовал взаимовыручке. Скажем, традиция просить у соседей соль или яйцо бытовала во многом потому, что советские магазины рано закрывались и их было немного.

Соседей могли попросить посидеть с детьми из-за того, что найти няню было трудно, а порой невозможно. Или взять традицию совместных застолий. Это не только сельский пережиток, но часто просто необходимость. Это сейчас день рождения, а тем более, свадьбу можно отметить десятком разных способов, а тогда это было мало кому доступно. Поэтому юные молодожены, ютившиеся в малогабаритной квартирке, могли отметить свадьбу у соседей, живших в более просторных апартаментах. Даже такая простая и повсеместная вещь, как телевизор, до 60-х, а где-то и до 70-х годов была далеко не у всех. Поэтому, чтобы посмотреть футбольный матч, кино или мультфильм, нужно было идти к соседям, у которых был этот вожделенный прибор.
kandinsky-download-1690462524762.png

Новые реалии - новые проблемы


В постсоветскую эпоху необходимость во многих проявлениях соседской взаимовыручки отпала, а традиции ушли за ненадобностью. Многие люди в девяностые, а особенно после начала нового тысячелетия, ощутили все прелести приватности. Хотя и сейчас немало тех, кто живет большими семьями в маленьких квартирах, важно, что существует выбор, а возможностей разъехаться гораздо больше, чем в советское время. Пропала и взаимозависимость соседей. Но люди - существа социальные. У многих потребность в общении или хотя бы в добрых отношениях с соседями есть. К тому же, в новую эпоху возникла необходимость принимать решения о судьбе совместного имущества. Хочешь не хочешь, а объединяться нужно. Везде этот вопрос решался и решается по-разному.

Приведём в качестве примера московский дом, где живёт автор материала. Обычная девятиэтажка на юго-западе Москвы. Состав жильцов смешанный. В основном, народ среднего достатка, много пожилых. Домовой чат появился лишь в нынешнем году. Инициатором его появления был местный Жилищник и районная управа. С горем пополам в чат вступило процентов 15 жителей. Из них активна, может быть, треть. Особого конструктива в группе не наблюдается. В основном общение сводится к поздравлению с праздниками и странным вопросам, вроде этого: «Почему отключили воду в июле? Кому звонить? Когда дадут? ». При этом если нужно решить действительно важные вопросы, единичные инициаторы сталкиваются с массовым равнодушием. Конечно, есть и другие примеры. Существуют дома с очень активными жильцами, в некоторых районах они особенно заметны. Но чаще всего, народ инертен. Потому инициатива по самоорганизации перехватывается сверху. Органы власти консолидируют лояльную аудиторию, которая обычно выполняет роль массовки на общественных мероприятиях и поддерживает местную власть когда ей нужно. Сервис https://ed.mos.ru/ со встроенным чатом соседей - один из примеров такой консолидации.

Есть и полярные примеры, как в доме у сотрудницы московской мэрии Ирины, с которой мы поговорили. «У нас восьмиэтажный дом на 4 подъезда и 120 квартир, расположенный в пешей доступности от метро Тульская. Жильцы очень разного возраста, достатка и интересов, но наш чат в Telegram удивительно живой и корректный - в нем сейчас 89 человек. Думаю это потому, что его ведет очень активный старший по дому - он грамотно модерирует обсуждения, не допускает спама, и знает ответ практически на все вопросы, связанные с обслуживанием дома. А самое удобное - он сделал памятки на все случаи жизни для соседей. Например, если работает освещение во дворе, мы не истерично пишем в чат, а идем читать "подсказки". Сложно сказать, как выглядел бы чат, если бы старший по дому не был столь увлеченным и замечательным человеком. Думаю, было бы значительно хуже».

kandinsky-download-1690462548836.png

У них и у нас


Видимо, неразвитость низовых институтов - явление историческое, ведь частной собственности в России всего несколько десятилетий. Механизмы решения вопросов по управлению имуществом еще не выработаны. Чего не скажешь о странах, где традиции самоорганизации жильцов и навыков добрососедства давние, устойчивые и крепкие. Увидеть их проявление можно хотя бы в массовой культуре. Например, в фильмах. Так, нередко в зарубежном кино можно видеть кадры, когда новые жильцы знакомятся с соседями и приносят пирог или кекс. Ярко, хотя, часто саркастично и гротескно, показаны соседские взаимоотношения жильцов субурбии во многих популярных сериалах.

Тем, кому интересен мировой опыт в этой сфере, изложенный научным языком, стоит прочесть книгу нобелевской лауреатки Элинор Остром «Управляя общим». Автор подробно описывает механизмы управления общей собственностью в контексте частной: в многоквартирном доме, загородном поселке. Другие примеры - управление общими ресурсами в самом широком смысле. Помимо ученых, этим вопросом во многих странах занимается и государство. Например, в Германии есть школьный курс по управлению общим имуществом и местным комьюнити. В России также обсуждали похожие инициативы. Например, известный политолог и специалист по местному самоуправлению Елена Шомина - автор школьного курса по низовой самоорганизации. Однако в российской школе этому до сих пор массово не обучают.
цуа.jpg

“Построим дом и научим дружить”


В последние годы соседские комьюнити развивают сами застройщики: те, у которых есть собственные управляющие компании по обслуживанию жилья. И этот тренд набирает всё большие обороты. Кроме чатов, соседских праздников и мероприятий, девелоперы и управляющие компании организуют разные ивенты, создают общественные пространства для отдыха и общения жителей.

Как любые коммерческие компании, застройщики руководствуются не только гуманитарным интересом. Впрочем, если жители получают от этого бонусы и удобства, так ли это важно? В чём заключается интерес застройщиков в подобных проектах, каковы проблемы и перспективы соседских сообществ в Москве, рассказал социолог-урбанист центра исследований "Гражданская инженерия" Пётр Иванов.

«Тенденция создания соседских сообществ застройщиками наблюдается последние несколько лет и набирает обороты, - говорит социолог. - Нередко застройщики становятся инициаторами, но часто это совместная работа. Например, жители создали чат на этапе строительства, и с этой аудиторией застройщик начинает работать, преобразуя группу активных жителей в добрососедское комьюнити».

Иванов констатирует, что создание комьюнити повышает лояльность покупателей, особенно это важно в отдаленных или изолированных районах столицы. Сложившееся комьюнити создаёт точку притяжения в ЖК, подтягивает бизнес, в том числе, тот, чьим владельцами являются жители. Помимо увеличения спроса на жилье в домах с развитым комьюнити, работает и эффект сарафанного радио, что ещё больше повышает очки застройщика уже среди потенциальных покупателей.


Подводные камни

«Создавая сообщество с нуля или организуя уже сложившуюся аудиторию, застройщик, с одной стороны упрощает себе жизнь, создавая определённую массу если не лояльных, то организованных жильцов, с другой - может получить некоторые социальные проблемы, - пояснил Пётр Иванов. - Например, всегда есть риск, что сообщество пополнится нелояльными жителями или среди активистов не будет консенсуса по каким-то вопросам: какие малые архитектурные формы установить во дворе, какие праздники отмечать».

Иванов видит выход из таких ситуаций в развитии института менеджеров или модераторов сообществ, который пока не особо прижился в России. Суть в том, что сообщество приглашает наёмного менеджера, который организует и модерирует работу комьюнити. Понятно, что ему нужно платить зарплату. По мнению эксперта, финансовая нагрузка ляжет на сторону, которая больше всех заинтересована в создании здоровых отношений в соседском сообществе. Пока звучит как фантастика для наших реалий, правда?

«От кого бы не исходила инициатива по объединению жителей, чаще всего, это положительный момент, - продолжает Иванов. - Так что, подобные инициативы девелоперов можно только поддерживать. Кстати, помимо частных инициатив и начинаний застройщиков, в этом отношении иногда проявляют активность общественные организации, профильные фонды, религиозные общины, торговые центры. Они работают с жителями домов, находящихся на близлежащей территории. Примеров таких не очень много, но они есть, и это радует. Так, могу отметить хороший опыт ТЦ Мега в этом плане».
пуца.jpg

От слов к делу: комментарии девелоперов


О том, что делают для развития соседского сообщества в УК «Самолет» рассказал Дмитрий Дрелюш, руководитель развития комьюнити и инфраструктуры компании. По его словам, “Самолет” развивает добрососедские сообщества во всех сданных жилых комплексах. «Своей целью мы видим помогать клиентам реализовывать свои умения, обмениваться опытом, находить единомышленников по интересам и объединяться в клубы по интересам». Для этого профильные специалисты компании не только больше углубляются в интересы, знания и желания жителей, но и организовывают пространства для проведения этих активностей. Так, в клиентских офисах «Самолета» проводятся игры в мафию, квиз и другие игры под руководством ведущих, здесь же можно провести вечер в кругу соседей или новых друзей для обсуждения прочитанной книги. И люди действительно приходят на такие мероприятия.

«На общественных пространствах мы проводим летние бесплатные кинопоказы и спектакли, устраиваем соседские ярмарки, на которых жители обмениваются своими поделками и продают их, - продолжает спикер. - Реализуем проект камерного кинотеатра, где жители могут собрать большую свою компанию и посмотреть любимые видеоролики. Весной и осенью устраиваем массовые забеги среди соседей и субботники. После первого удачного опыта создания городского огорода в ЖК «Пригород Лесное» (на фото) масштабируем проект, грядки и клумбы для выращивания овощей и фруктов появляются во многих наших проектах. Мы стремимся к тому, чтобы жители становились сами акселераторами и лидерами продвижения подобных сообществ, умели находить единомышленников и объединяться для создания добрососедской атмосферы в наших кварталах».
1254130_675ea8a95d3f9f4d7f7ae5da3615619b.w883_h571_strict_q51.jpg

Олег Кравцив, генеральный директор компании РОСТ,
управляющей реализацией проекта Новые Ватутинки рассказал, как застройщик организует работу по поддержке и объединению жителей. 
«Для информационной поддержки жителей района Новые Ватутинки созданы официальные группы в популярных соцсетях, - рассказал Кравцив. - Здесь мы размещаем анонсы и рассказываем об итогах проведения мероприятий в районе. Публикации в сообществах объединены в различные рубрики, например, в разделе «Гордость района» знакомят с жителями, рассказывают об их деятельности и достижениях. Также проводим фотоконкурсы, популярные среди молодежи. Прирост подписчиков в наших группах подтверждает, что людям нужен источник информации с актуальными сведениями, так как зачастую в чатах, созданных самими жителями, наблюдается активный поток комментариев, в котором можно пропустить важные новости, - резюмировал спикер. - В наших сообществах мы делимся локальными новостями, и каждый житель найдёт для себя полезные сведения».

По информации, полученной от пресс-службы ПИК, девелопер реализует проекты, которые способны закрыть все повседневные запросы жителей. Один из необычных проектов, который объединяет соседей — ПИК-Спорт, включающий в себя бесплатные тренировки с профессиональными тренерами для жителей кварталов ПИК и близлежащих районов. В рамках проекта уже доступно 9 видов спорта: от бега и йоги до командных видов, таких как футбол и баскетбол. 

Управляющая компания ПИК-Комфорт проводит тематические праздники, познавательные мероприятия, приглашает жителей к участию в субботниках и экологических инициативах. С начала лета компания организовала праздники ко Дню детей, акцию по буккроссингу (обмен книгами) с издательством «ЭКСМО» и Библиотеками Москвы, мероприятие, приуроченное к открытию пространства для выгула собак вместе с общественной организацией «Собакин город». Такие активности располагают к знакомству и созданию комьюнити среди соседей.

Также мы поговорили с директором по коммуникациям ГК «А101» Еленой Платоновой: «В основе нашего подхода к работе с комьюнити лежит понимание того, что формирование сообществ начинается еще задолго до заселения первых домов. Активный контакт с будущими жителями начинается вскоре после заключения ДДУ. Параллельно с этим мы ведем коммуникацию с жителями локаций в зоне притяжения проектов компании. Основная цель - уже на стадии проектирования нового района выявить потребности сложившихся сообществ и подготовить основу для органичного объединения существующих и новых сообществ. Так, в Новой Москве нам удалось вовлечь в соседские активности 65% жителей. Любой проект благоустройства, и с многомиллионными инвестициями, и с более скромным бюджетом, можно считать успешным только тогда, когда он востребован. Но для этого жителям нужно предлагать различные сценарии использования этих пространств - так зачастую создается новая клиентская ценность проекта. В рамках развития локального комьюнити ГК «А101» открывает соседские центры, ведет программу бесплатных для жителей полезных мероприятий, собирает людей на праздниках, общественных инициативах. Такая комплексная работа позволяет сформировать качественное локальное комьюнити, которое в дальнейшем может помогать развивать районы.»

Наконец, директор по продукту компании «Сити-XXI век» Мария Могилевцева рассказала нам, что девелопер формирует соседское комьюнити в каждом своем проекте. Ещё на этапе строительства за каждым ЖК закрепляется комьюнити-менеджер, который объединяет жителей, формирует соседские сообщества в мессенджерах и социальных сетях, оперативно отвечает на возникающие у жителей вопросы, а также вовлекает жителей в разные активности. В каждом проекте для этого выделяется отдельное помещение, разрабатывается дизайн, который выбирают сами жители. На базе соседских центров организован широкий выбор направлений для детей и взрослых: театр танцев, боевые искусства, хореография, гимнастика, спортивные и танцевальные тренировки для взрослых и многое другое. [МП]

Теги: #