Запуск первых МЦД ускорил передвижение для 4 млн жителей - Московская перспектива

Запуск первых МЦД ускорил передвижение для 4 млн жителей

Запуск первых МЦД ускорил передвижение для 4 млн жителей
Запуск первых МЦД ускорил передвижение для 4 млн жителей
Марат Хуснуллин об итогах строительного года

Москва быстрыми темпами превращается в город, комфортный для жизни: строятся уникальные сооружения, создаются общественные пространства, а возведение транспортных объектов и вовсе вышло на рекордные объемы. В этом году запущены Московские центральные диаметры (МЦД) – событие, которое по своей значимости сравнимо с открытием в 1935 году первой линии метро. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал «Московской перспективе» об основных итогах 2019 строительного года.

Марат Шакирзянович, 2019-й завершается. Можно ли уже подвести итоги по объемам введенной недвижимости?

– Традиционно итоги подведем в январе, но уже сейчас могу сказать, что год станет рекордным. Уже по состоянию на начало декабря ввели более 10 млн кв. метров недвижимости. Никогда так много не вводили. Кстати, по темпам строительства зданий Москва сегодня поднялась на четвертое место среди мегаполисов, обогнав Нью-Йорк. Из введенного объема более 4 млн кв. метров составило жилье, что превысило прошлогодние показатели почти на треть, в том числе за счет программы реновации. И с каждым годом темпы будем только наращивать. Причем жилье возводится в рамках комплексного развития территорий, а это значит, что рядом строим все необходимые соцобъекты – школы, детские сады, поликлиники, объекты досуга, спорта. И все в пешеходной доступности от узлов скоростного общественного транспорта. Это главный тренд, которому мы следуем.   

Какие знаковые объекты недвижимости украсили Москву в этом году?

– Прежде всего это два объекта мирового уровня в «Лужниках»: уникальный Дворец гимнастики и крупнейший в России и один из самых больших в Европе Дворец водных видов спорта. Важно, что кластер «Лужники» продолжает развиваться, там возводятся и другие спортивные сооружения, которыми столица тоже будет гордиться.

Среди других объектов, введенных в этом году, я бы отметил крупнейшую в России экспериментальную школу с кванториумом на ЗИЛе, Центр здоровья семьи ГКБ им. Плетнева на Измайловском шоссе, музейный парк у Политеха с благоустроенной пешеходной зоной, городскую площадь в «Москва-Сити».

Какой из реализованных в 2019 году проектов можно назвать событием года?

– Главное событие года – запуск железнодорожного сообщения по первым двум МЦД. На торжественном открытии движения присутствовал президент России Владимир Путин. Значимость события трудно переоценить. По сути, произошла транспортная революция, потому что железная дорога заработала в режиме метро, превратившись в полноценный вид городского общественного транспорта. Считаю это огромной победой, которую приближали 20 тысяч человек, трудившихся в круглосуточном режиме. Причем первый этап этого масштабного проекта мы совместно с Минтрансом РФ и ОАО «РЖД» прошли всего за два года. Для сравнения: в Лондоне над аналогичным проектом работают уже 10 лет, но он еще не завершен. Мы же совместно с ОАО «РЖД» построили 132 км путей для диаметров, реконструировали 20 из 24 остановочных пунктов на МЦД-1 и 27 из 32 – на МЦД-2.

Что дают диаметры жителям столичного региона?

– Полмиллиона москвичей в районах, где нет метро – Северном, Дмитровском, Восточном Дегунине, Можайском, Щербинке, – получили скоростной рельсовый транспорт в шаговой доступности. Всего же остановочные пункты диаметров появились в пешеходной доступности у 1,1 млн горожан. Теперь многим выгоднее ездить по диаметрам, а не на метро, это гораздо быстрее, что легко просчитать. Скажем, дорога из Дегунина в «Москва-Сити» раньше была возможна только с тремя пересадками и занимала 51 минуту, а на МЦД-1 можно проделать этот путь напрямую всего за 33 минуты. Почти вдвое быстрее можно добраться теперь из Выхина в Царицыно: за 24 минуты по МЦД-2 вместо 47 на метро. Удобнее и дешевле стали поездки в столицу для жителей Подмосковья. Прежде они доезжали до ближайшей станции метро и спускались под землю, так как если ехать на электричке дальше, поездка обходилась дороже. Теперь они могут за те же деньги пересечь всю Москву, а там, где нужно, еще и бесплатно пересесть на метро или МЦК. В целом запуск первых диаметров улучшил транспортное сообщение 4 млн жителей 45 районов города и шести городов Подмосковья.

Каковы дальнейшие планы по развитию диаметров?

– Будем строить дополнительные пути и связки между радиальными направлениями и железной дорогой, чтобы могли поехать МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5, сооружать новые станции, вестибюли, благоустраивать прилегающие к платформам территории. На Белорусско-Смоленском диаметре (МЦД-1) всего расположатся 28 остановочных пунктов. Сейчас с восьми можно пересесть на 13 станций метро и МЦК. В перспективе появится еще столько же пересадок. На Курско-Рижском маршруте (МЦД-2) всего будет 38 остановочных пунктов. С 13 уже сегодня можно сделать 20 пересадок, а через пять лет появится 29 пересадок на различные виды транспорта. Идут работы и на МЦД-3 (Зеленоград – Раменское) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный), определена маршрутизация и запущен в работу МЦД-5 (Пушкино – Домодедово). Всего более 375 км линий и свыше 180 станций, с которых можно будет совершить более 100 новых пересадок.

Каковы предварительные итоги этого года по программе реновации?

– По состоянию на 10 декабря введено в эксплуатацию 48 домов, 44 передали под заселение. Строится еще 144 дома, 65 – проектируется. Более 12 тысяч человек уже отпраздновали новоселье. Активно идет работа по подбору новых стартовых площадок. В данный момент утвердили 361 на 5,2 млн кв. метров – это 30% от общей потребности программы. Кстати, я тоже считаю это победой года, так как мы выполнили задачу, которую перед собой поставили: обеспечить площадки на 5 млн «квадратов» – именно такие объемы позволят поднять первую волну реновации.

Как обстоят дела в этом году в метростроении? Рекорд 2018-го – года метро – сможем повторить?

– Мы работаем не ради рекордов, а в интересах города и москвичей. Главная задача, поставленная мэром, – к 2027 году обеспечить метро в пешеходной доступности 95% горожан. И мы ее обязательно выполним. В этом году ввели и открыли для пассажиров восемь новых станций: четыре – на Некрасовской и столько же на Сокольнической линии. До конца года обеспечим строительную готовность еще шести: четырех на втором участке Некрасовской ветки и двух – на БКЛ («Авиамоторной» и «Лефортово»), запустим их в обкатку. До 2023 года поставили задачу завершить самый масштабный проект метростроения – БКЛ, полностью замкнув это кольцо. Кроме того, в работе продление Сокольнической, Солнцевской, Люблинско-Дмитровской и Арбатско-Покровской веток: метро придет в те районы, где его сегодня еще нет, но где оно жизненно необходимо. Появятся на карте столичной подземки и новые ветки – уже строящаяся Коммунарская, а также Рублево-Архангельская и Бирюлевская.

А что с дорогами?

– Темпов дорожного строительства не снижаем. Не можем себе этого позволить, учитывая постоянный рост числа автомобилей. В этом году, кстати, уже к сентябрю выполнили годовой план, введя 70 км магистралей. Сейчас цифра выше, и по итогам года выйдем на 100 км. Причем мы не просто строим и реконструируем дороги, а выстраиваем грамотную логистику движения. Если этого не делать, Москва уже через пять лет может встать в одну большую пробку. Среди ключевых объектов года – развязки на МКАД с Бесединским шоссе и улицей Генерала Дорохова, дублеры Дмитровского и Остафьевского шоссе, дорога от Калужского до Варшавского шоссе, балочный мост через канал им. Москвы – последний участок Северо-Западной хорды. В самое ближайшее время запустим движение по Кожуховскому мосту в районе парка «Остров мечты».

Когда будет полностью готово хордовое кольцо?

– Мы поставили перед собой задачу завершить этот проект до 2023 года. Северо-Восточная хорда на данный момент готова на 70%. Своим чередом идет строительство участков Южной рокады. Юго-Восточную хорду стали строить самой последней. Но думаю, что и здесь в сроки вполне уложимся. Хорды и рокада пройдут по территории 73 районов и свяжут их между собой, разгрузится ТТК и МКАД, у автомобилистов появятся альтернативные маршруты движения по Москве.