«Я всегда занимался любимым делом»

«Я всегда занимался любимым делом»

«Я всегда занимался любимым делом»
«Я всегда занимался любимым делом»
Геннадий Каплан о 53 годах работы в «Мосинжпроекте»

Заслуженный строитель России, лауреат премии Совета министров СССР Геннадий Львович Каплан по праву считается одним из самых ярких представителей отечественной школы автодорожного проектирования. Он родился 30 мая 1938 года в семье инженера, окончил МАДИ и с 1962 года работал в Мастерской № 6 «Мосинжпроекта», где прошел все ступени профессионального роста – от инженера до начальника мастерской. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. Сегодня мы поздравляем Геннадия Львовича с уходом на заслуженный отдых. В интервью «Московской перспективе» он поделился самыми яркими воспоминаниями о своем трудовом пути.

 Расскажите, пожалуйста, кто повлиял на выбор вашей профессии? Что вы мечтали строить, когда учились в институте?
– Отец у меня был строителем, главным инженером. После окончания школы я пошел учиться в институт: сначала это был МИСИ (Московский инженерно-строительный институт), а потом я перешел в МАДИ (Московский автодорожный институт) и окончил его в 1962 году по специальности «Автомобильные дороги». Год я проработал на стройке, а затем пришел в проектный институт «Мосинжпроект». Сначала мне казалось, что я вообще не выдержу, потому что после стройки сидеть с карандашом в руках целый день, не отрываясь от стула, мне казалось невыносимым. Но это было недолго, постепенно я привык и вот уже 53 года работаю в «Мосинжпроекте». Во время учебы я не мечтал о том, что построю что-то грандиозное, но так получилось…

 Почему вы выбрали «Мосинжпроект» и проработали в нем всю жизнь?
– Мне было интересно, я ни о чем не думал, по натуре я трудоголик. Зачем же мне было переходить в другую организацию, когда я тут получал дикое удовольствие от работы. Мне было все равно, сколько мне платят, потому что я всегда занимался любимым делом. Я вот 53 го-
да отработал и, конечно, мог бы больше уделять внимания руководству мастер-
ской, но я больше увлекался творческой работой, которую очень люблю. Я всегда старался внести изменения в проекты планировки и улучшить решения, которые были сделаны. Где-то это завершалось успешно, а где-то нет. Например, на пересечении Волгоградского проспекта с Люблинской улицей мы отменили одно решение, заменив его более удобным.

 Как складывалась ваша жизнь в стенах «Мосинжпроекта», были ли у вас наставники?
– Конечно! Когда я пришел в институт, здесь были очень хорошие ГИПы (главный инженер проекта), очень хорошие специалисты. Были такие руководители мастерских, что к ним зайти боялись – мощные, толковые и грамотные инженеры. Они нас и учили. Классные специалисты с самого начала учили меня проектированию. С должности инженера с окладом 80 рублей я рос, надо сказать, достаточно быстро. Буквально лет через пять стал главным инженером проекта и работал в этой должности до 1993 года, а после стал начальником мастерской. Конечно, мне очень повезло – в то время директором института была Светлана Федоровна Панкина, она была прекрасным руководителем и настоящим другом, я всячески старался ей во всем помогать. Даже когда я стал начальником мастерской, то творческий процесс проектирования не бросал. Практически все объекты ТТК, все сложные развязки делал сам. Тогда компьютеров не было, я сидел с калькой, с карандашом и рисовал эти развязки. Должен сказать, мне здорово повезло, что почти все эти годы я занимался творческой работой.

 Как складывались отношения в коллективе?
– С ним тоже повезло. Я считаю, что наша мастерская самая лучшая. Сейчас уже старожилов вроде меня практически не осталось, но есть люди, которые работают по 20 лет, а также молодежь со стажем 10–15 лет. Вообще мы – очень классная мастерская, тесно связаны с другими мастерскими, ведь у нас выпускаются комплексные проекты. И конечно, все мастерские для нас как родные. Наиболее тесно мы связаны с 7-й мастерской, которая занимается мостами, тоннелями, подземными пешеходными переходами. Мы делаем проекты планировки, а они делают свою работу, они без нас не могут, а мы без них.

 Расскажите, пожалуйста, о самом крупном вашем проекте.
– Среди крупнейших моих проектов – ТТК, площадь Белорусского вокзала, развязки на МКАД – их много, проекты корректировки существующих клеверных листов. А самый масштабный – это, наверное, Третье транспортное кольцо: 36 километров, из которых около 19 километров – эстакады, порядка 5 километров – тоннели.
Работать над проектом было трудно, но интересно. Все планировочные решения я нарисовал сам. Трасса очень напряженная, c огромным количеством эстакад и очень сложными развязками над всеми радиальными магистралями. Как только проект утверждался в экспертизе, документация сразу шла строителям. Настолько высока была потребность в ТТК.

 Есть ли у вас ученики, преемники?
– В настоящий момент у нас есть молодые специалисты, им сейчас по 40 лет, вот они и займут мое место, когда я уйду на заслуженный отдых. После института молодежь приходит с нормальным уровнем. Все хорошо подготовлены, владеют компьютером. В мастерских есть ГИПы, по квалификации не хуже тех, что были раньше, которые учат молодежь, но сама работа стала совсем другой. Работа на компьютере очень облегчает и ускоряет процесс проектирования, но такого вдумчивого решения проблемы, когда ты берешь карандаш, рисуешь на бумаге и все видишь наглядно, уже практически нет.

Геннадий Львович, судя по всему, уходя на заслуженный отдых, вы не прощаетесь с коллегами и будете в курсе происходящего в родной Мастерской № 6…
– Да, мне сложно перестать работать (смеется). Но знаете, вообще-то столько не работают. Человеку нужно думать о том, чтобы пожить для себя. Я очень счастлив, что проработал столько лет в институте, но всему есть предел. Все это время я полностью посвящал себя работе. После выхода на заслуженный отдых планирую больше читать, начать ходить в театр, кино, на выставки. Большая мечта попутешествовать по стране и по миру, потому что каждая поездка очень вдохновляет.
Я благодарю институт, всех сотрудников за то, что долгое время я здесь проработал в таком отличном коллективе. Я благодарю работников смежных проектных организаций за всяческую помощь и отличное отношение ко мне. И, конечно же, спасибо нашим строителям, с которыми у меня тоже отличные отношения и с которыми я легко решаю все возникающие вопросы. ®

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Коллектив компании «Мосинжпроект» выражает искреннюю благодарность Геннадию Львовичу за многолетний самоотверженный труд на благо города. Геннадий Каплан более 50 лет проработал в стенах «Мосинжпроекта», принимал непосредственное участие в разработке градообразующих проектов, изменивших облик столицы. Благодаря высокому профессионализму и преданности своему делу он добился выдающихся результатов, вырастил несколько поколений высококлассных специалистов, спроектировал объекты, которые еще долгие годы будут служить москвичам. Уходя на заслуженный отдых, он остается частью нашего коллектива, старшим наставником и образцом, на который будут равняться молодые проектировщики.

Дорогой Геннадий Львович, желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и оптимизма, благополучия и процветания Вам и Вашим близким!

Теги: #
Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью
1 марта 202412:25
Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью

О музыкантах-математиках, композиторах-химиках и многих других выдающихся личностях прошлого сказано много. Однако найти «человека эпохи Возрождения», удивляющего разносторонними интересами, можно и среди наших современников. Яркий пример – Татьяна Родюкова, ведущий инженер производственно-экономического отдела компании ООО «СМУ-8 Метростроя». В течение своего рабочего дня она занимается финансово-экономическими вопросами, а свободное время посвящает рисованию акварелью – модному или, как сейчас говорят, актуальному виду живописи. Накануне праздника мы побеседовали с Татьяной о ее работе, увлечениях и планах на будущее.