Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии - Московская перспектива

Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии

Льготная ипотека поддержала отрасль во время пандемии
Льготная ипотека  поддержала отрасль во время пандемии
Какая ситуация сложилась на рынке жилья в России по итогам нелегкого 2020 года, как государство поддержало застройщиков в самый трудный период, когда поедет ЦКАД и зачем нужна опорная сеть дорог – об этом в интервью нашему изданию рассказывает заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин
Марат Шакирзянович, подходит к концу 2020-й – год непростой как для экономики в целом, так и для строительной отрасли в частности. Как пандемия повлияла на объемы ввода в России жилья – важнейшего сегмента недвижимости?
– В данный момент, располагая статистикой 10 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья сократился всего на 1,1%. Это хороший показатель, учитывая, что на два месяца останавливалось строительство в Москве и Московской области, которые дают порядка 20% годового ввода. По опыту предыдущих экономических кризисов могу сказать, что обычно жилье падает на 10–30% по объемам ввода. А в этом году, если «упадем», то на уровне меньше 10% совершенно точно. Важным считаю и то, что, несмотря на экономические сложности, на коронавирус и на то, что сейчас где-то не хватает рабочей силы, мы идем с опережением на 60% и по срокам программы по расселению аварийного и ветхого жилья. Кроме того, в этом году планируем в три раза превысить прошлогодний показатель по решению проблем обманутых дольщиков: если в 2019-м решили вопросы 16 тысяч дольщиков, то в этом закроем проблему примерно 48 тысяч участников долевого строительства.

▶ Насколько эффективной оказалась такая мера поддержки рынка жилья, как льготная ипотека? Нужно ли ее продлевать дальше и какие еще меры смогут простимулировать строительство жилья в России?
– Льготная ипотека под 6,5% годовых не только сделала жилье доступнее для россиян, но и существенно поддержала отрасль во время пандемии. Появился спрос, стало формироваться предложение – в ряде регионов стали открываться новые проекты. Если с июля 2019 года, когда началась реформа долевого строительства, количество строительных разрешений сокращалось, то теперь стало расти. Только сформировав предложение в достаточном объеме, появляется конкуренция, качество, в конечном итоге цена снижается. Не подстегнув спрос и предложение, достигнуть результатов нацпроекта будет очень сложно. Сейчас жилье стало более доступным, его покупают. Да, цены выросли, но чем больше предложение, чем выше конкуренция, тем более качественное жилье и тем больше вероятность того, что цена будет наиболее объективной. Поэтому чуть-чуть приподнявшись, цена в регионах на самом деле простимулировала рост жилищного строительства. А самое главное, что сейчас эту меру поддержки продлили. Спасибо за это президенту нашей страны Владимиру Путину. Благодаря этому в стройку придет порядка 2 трлн рублей, еще порядка 620 тысяч семей смогут улучшить свои жилищные условия. Это колоссальный прорыв. Со своей стороны я, как отвечающий за отрасль, буду отстаивать право и доказывать, что ипотеку надо продлевать дальше. Без этого развитие страны и реализация нацпроектов, в первую очередь программы «Жилье и городская среда», невозможны. Более того, считаю, что ставку нужно снижать до 4–5%, как во многих странах, достигших высоких показателей в сфере жилищного строительства. Это серьезная задача на будущее. Поддержать рынок поможет и принятая программа «Стимул», в рамках которой до 2024 года региональным застройщикам будет выделено 87,9 миллиарда рублей. Деньги пойдут на строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, что простимулирует застройщиков и позволит сдержать рост цен на жилье. Это позволит построить в стране еще 21,3 миллиона квадратных метров жилья.

▶ Марат Шакирзянович, как вы оцениваете реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»? Когда поедет ЦКАД и какие ключевые задачи по строительству дорог в России стоят сегодня?
– В сфере дорожного строительства, несмотря на пандемию, мы не только не сбавили темпов по сравнению с прошлым годом, но и перевыполнили планы. На сегодняшний день вместо 6 тысяч объектов реально приведено в нормативное состояние 7 тысяч, вместо 123 миллионов квадратных метров уложено 142 миллиона «квадратов» асфальтобетонного покрытия. Таким высоким результатам способствовало то, что в период пандемии мы не остановили строительство дорожных объектов. А принятие так называемого транспортного закона позволило сэкономить время и деньги при реализации целого ряда проектов, в частности ЦКАД. Если бы закона не приняли, то ЦКАД на целом ряде участков не поехала бы еще год-полтора. Надеюсь, что 90% ЦКАД в этом году закончим. Сейчас необходимо составить схемы дорожного движения на пуск, чтобы в последнюю неделю декабря запустить еще порядка 100 километров. И 10% работ – открыть движение по 25-километровому участку – останется выполнить в следующем году, сделать это планируем до 1 июля. Ускорили мы в этом году и строительство таких крупных объектов, как мосты через Шексну в Череповце и через Обь в Новосибирске, северный обход Калуги, дороги Нарьян-Мар – Усинск. Чтобы ускорить процесс приведения в порядок дорог 4-й и 5-й категорий, то есть сельских дорог и подъездных путей, правительством РФ разрешено теперь их строить без оформления граддокументации и разрешений на строительство – теперь достаточно лишь соответствующих решений заказчиков.
Что касается задач на будущее, то уже до первого квартала следующего года будет окончательно составлена опорная сеть всех дорог России с перспективой до 2035 года, чтобы четко понимать, какие федеральные, региональные, муниципальные дороги строить, ремонтировать и в какие сроки. Сеть составляется с учетом развития территорий и транспортных потоков, определяя очередность ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, конкретные объемы и источники финансирования. Могу сказать, что в ближайшие годы будем активно работать над привлечением внебюджетных средств в дорожное строительство.