На старте – «Лилия» и «Марина» - Московская перспектива

На старте – «Лилия» и «Марина»

На старте – «Лилия» и «Марина»
На старте – «Лилия» и «Марина»
В МОскве началось строительству тоннеля восточного участка БКЛ от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара». Проходку выполнит тоннелепроходческий щит-гигант «Лилия». Еще один щит – «Марина» – начал возведение тоннеля соединительной ветки от электродепо «Замоскворецкое» к БКЛ

Строительство тоннелей Большой кольцевой линии метро вступает в завершающую фазу. На сегодняшний день проходка БКЛ завершена на 94%. Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» выступает управляющей компанией по строительству новых линий и станций подземки, а также реализует флагманский проект столичных властей – Большую кольцевую линию метро. Длина ветки составит 70 км, на ней разместится 31 станция. БКЛ станет самой протяженной подземной кольцевой линией метро в мире, обогнав второе кольцо пекинского метро длиной 57 км.
На прошлой неделе Сергей Собянин дал старт строительству тоннеля от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара» на Большой кольцевой линии. 

«Мы запускаем тоннелепроходческий комплекс в Нагатинском Затоне. Это один из последних щитов. Оставшиеся запустим в апреле, мае и июне, и на этом проходка всей Большой кольцевой линии метро завершится. Дальше мы будем достраивать сами станции, монтировать путевое и электрическое хозяйство, инженерные коммуникации и так далее. Проект двигается, и нет сомнений, что он будет успешно завершен», – сказал столичный градоначальник во время запуска щита. Работу на участке будет вести десятиметровый щит-гигант «Лилия», предназначенный для создания двухпутных тоннелей, – подобный метод проходки позволяет снизить затраты на строительство за счет исключения необходимости возведения дополнительных притоннельных сооружений.

Благодаря использованию «Лилии» сроки тоннелепроходки на Большом кольце можно будет существенно сократить. «Мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед нами задачу ускорить темпы строительства БКЛ. И благодаря решению использовать дополнительный тоннелепроходческий комплекс на востоке Большого кольца, а именно – проложить перегон между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» при помощи щита-гиганта «Лилия», мы сэкономим от трех до шести месяцев на производстве работ», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Заммэра добавил, что подготовку к началу проходки удалось провести в кратчайшие сроки. «За пять месяцев мы оборудовали площадку для старта щита со станции «Нагатинский Затон», сам щит транспортировали с западного участка БКЛ на восточный, смонтировали его, провели пусконаладку
и тестирование всех систем. На монтаже тоннелепроходческого комплекса «Лилия» весом 1,4 тыс. тонн участвовало более 180 человек, а сам монтаж осуществлялся с помощью 750-тонного крана», – рассказал глава столичного стройкомплекса.

Теперь щиту предстоит пройти 1,2 км грунта в сложных гидрогеологических условиях, и уже в августе он выйдет на строящейся станции БКЛ «Кленовый бульвар». «По трассе тоннеля, проходящей под Нагатинским затоном и Коломенской улицей, залегают водонасыщенные пески с прослойками глины», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов. Он также отметил, что «Лилия» – это самый первый 10-метровый проходческий комплекс, который был задействован на строительстве двухпутных тоннелей метро в Москве. Ранее с его помощью были возведены перегоны на Некрасовской линии метро на участке от «Косино» до «Окской» общей длиной 3,7 км. Решение о проходке двухпутного тоннеля от «Нагатинского Затона» до «Кленового бульвара» при помощи этого щита было принято после завершения его работы на западном участке БКЛ, где он прошел перегоны между станциями «Мнёвники», «Терехово» и «Кунцевская» общей длиной более 3 км», – уточнил руководитель инжинирингового холдинга.

Практически одновременно с «Лилией» проходку тоннеля БКЛ начал еще один тоннелепроходческий комплекс – «Марина». Это щит диаметром 6 метров, ему предстоит построить левый перегонный тоннель длиной 777 метров от площадки, расположенной вблизи электродепо «Замоскворецкое», до демонтажной щитовой камеры между станциями «Каховская» и «Варшавская» Большой кольцевой линии метро. «ТПМК пройдет на глубине от 5 до 22 метров под Варшавским шоссе и Чонгарским бульваром в почвах, состоящих из суглинистых грунтов и обводненного песка. Ранее «Марина» построила правый тоннель на данном участке. После завершения строительства обоих тоннелей перегона по новой соединительной ветке из депо «Замоскворецкое» будет осуществляться подача подвижных составов для обслуживания Большой кольцевой линии метро», – рассказал Юрий Кравцов.

Таким образом, после двух этих запусков сегодня на Большой кольцевой линии метро работают пять тоннелепроходческих комплексов: на юго-западе 10-метровый ТПМК «Надежда» строит двупутный тоннель между будущими станциями «Давыдково» и «Аминьевская», на южном участке левый перегонный тоннель между «Зюзино» и «Воронцовской» возводит 6-метровый ТПМК «Наталия», а на востоке между «Кленовым бульваром» и реконструируемой «Каширской» работает 10-метровая «Победа». Здесь же, по словам Юрия Кравцова, планируются к запуску три оставшихся щита Большого кольца метро: «На восточном участке БКЛ готовится к старту щит-гигант «Виктория», который построит перегон от «Печатников» до «Нагатинского Затона»,
и шестиметровые машины для проходки перегона между «Каширской» и демонтажно-щитовой камерой».

Длина восточного участка, находящегося в активном строительстве, составит 11,4 км, на нем расположатся четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Между станциями «Текстильщики» и «Кленовый бульвар» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 метров. Однопутные тоннели от «Нижегородской» до «Текстильщиков» и двухпутный тоннель от «Текстильщиков» до «Печатников» уже готовы.
Полностью завершить проходку всех тоннелей Большой кольцевой линии метро специалисты «Мосинжпроекта» планируют осенью нынешнего года. ®