Новый музейный комплекс Третьяковской галереи введут в эксплуатацию в 2024 году

Новый музейный комплекс Третьяковской галереи введут в эксплуатацию в 2024 году

Новый музейный комплекс Третьяковской галереи введут в эксплуатацию в 2024 году
Новый музейный комплекс Третьяковской галереи введут в эксплуатацию в 2024 году
Современное арт-пространство появилось рядом с историческим зданием Третьяковской галереи. Его наружные стены со стороны Кадашёвской набережной, Толмачёвского и Лаврушинского переулков украсили необычные окна-картины. Внутри комплекса площадью 35 тыс. кв. метров разместятся выставочные пространства и реставрационные мастерские, научный фотоархив, хранилище графики, магазинчики, кафе и ресторан. Переходить из нового в другие здания галереи посетители смогут по стеклянному мосту.

Шедеврам Третьяковки давно стало тесно в существующих зданиях. Поэтому разговоры о строительстве нового корпуса начали вести еще в 1998 году, однако на тот момент ограничились лишь пожеланиями. Приступить к возведению нового корпуса музея на Кадашёвской набережной решили в 2007-м. На этом месте находилось ветхое здание биржевой артели купцов Хлудовых, не представлявшее исторической ценности. В 2010-м его снесли, но строительство так и не началось. Длительное время эта территория представляла собой пустырь с закладным камнем, на котором размещена информационная табличка о начале работ.
К разработке концепции фасадов привлекли ведущие российские бюро. Генеральный директор Третьяковки с 2009 по 2015 год Ирина Лебедева рассказывала, что рассматривались варианты как с прямыми отсылками к историческому фасаду галереи, так и с современными.

Победу одержало архитектурное бюро СПИЧ, предложившее концепцию здания из красного кирпича с белыми акцентными вставками. Такое сочетание цветов, по словам искусствоведов, является традиционным как для исторического центра Москвы, так и для комплекса зданий Третьяковской галереи, а выбранное решение фасадов подчеркивает преемственность архитектурного языка соседних зданий. Сходство окон с картинами обеспечено за счет не только «рам», но и за счет их заполнения: на внешний слой остекления с помощью цифровой печати нанесены фрагменты знаменитых произведений живописи. Они выполнены полупрозрачными, поэтому не будут скрывать виды из окон, давая возможность гостям почувствовать себя внутри знаменитых живописных сюжетов.

«Главный фасад здания, обращенный к набережной, мы максимально раскрыли на город, трактовав его как воплощенную в материале метафору музейной функции комплекса, символически воссоздающую шпалерную развеску знаменитой коллекции живописи Павла Третьякова – основателя галереи. Как известно, «лицо» фасада – это его окна, хотя обычно в музеях их приходится избегать, чтобы обеспечить в экспозиционных и архивных помещениях необходимые условия хранения произведений искусства, но в случае с новым зданием Третьяковки дело обстояло иначе. Идея разных по отношению к живописным полотнам рам очень точно воссоздает образ собрания Павла Третьякова и экспозиции любого другого коллекционера конца XIX века. Поскольку тогда роскошные рамы ценились не меньше показываемой в них живописи», – комментирует руководитель архитектурного бюро СПИЧ Сергей Чобан.

Шумозащиту музейного комплекса и оптимальные показатели энергосбережения обеспечит система двойного фасада. Печать на стекле также является дополнительной защитой от солнца для внутренних помещений здания. Всего на фасадах комплекса разместили 34 окна-картины. На главном, который смотрит на Кадашёвскую набережную, их 21, а на фасаде, что выходит в Лаврушинский переулок, – 13. Для создания окон-картин использовали фрагменты произведений Исаака Левитана, Алексея Венецианова, Архипа Куинджи, Ивана Крамского, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Александра Дейнеки, Казимира Малевича и других русских художников XIX – начала XX столетия.

Интерьеры нового корпуса создают единый объем, в центре которого размещаются выставочные залы. Инфраструктурные помещения и помещения посетительского комплекса обрамляют их со стороны Кадашёвской набережной и Лаврушинского переулка. Вдоль Малого Толмачёвского переулка размещен научно-реставрационный блок живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, а также выставочные отделы и администрация. Фасад комплекса по Кадашёвской набережной следует масштабам исторической застройки Замоскворечья и здания галереи. Расположенные по соседству памятники архитектуры XVII–XIX веков. образуют с участием нового здания внутренние дворы, где можно разместить скульптурные экспозиции.

Особенностью архитектурного решения также стал зенитный фонарь, который создает большой световой атриум нового корпуса. Он усилит естественное освещение, что позволит экономить электричество. Площадь атриума превысит 2,7 тыс. кв. метров. Сейчас здесь заканчивается монтаж новейшего мультимедийного оборудования. Крытый стеклянный переход объединит новый выставочный комплекс с историческими зданиями музея и депозитарием. Экспонаты и картины, которые разместятся на новых площадях, по словам нынешнего директора Третьяковки Татьяны Проничевой, были отобраны вместе с экспертами и кураторами галереи.