«Перспективы наступающего года оцениваем с трезвым оптимизмом» - Московская перспектива

«Перспективы наступающего года оцениваем с трезвым оптимизмом»

«Перспективы наступающего года оцениваем с трезвым оптимизмом»
«Перспективы наступающего года оцениваем с трезвым оптимизмом»
Тема комплексного развития территорий (КРТ) в этом году приобрела новое звучание – в связи с особым интересом к ней на федеральном уровне. В столице в силу ее ограниченных территориальных возможностей полноценных проектов КРТ не так много. Однако есть исключение – новая Москва, подарившая застройщикам возможность самовыразиться широко и полномасштабно. Проект «Новые Ватутинки», стартовавший в 2012 году, можно считать образцом динамично развивающейся части города. Сегодня ее жителями в микрорайонах «Центральный» и «Южный» являются 30 тысяч человек. И процесс продолжается. 500 гектаров, которые осваивает компания «Инвесттраст», позволяют возводить новые микрорайоны и создавать рабочие места. Об этом, об итогах уходящего и перспективах наступающего года рассказали директор по развитию компании «Инвесттраст» Олег Кравцив и генеральный директор ООО «Новые Ватутинки» Александр Зубец
▶ Олег Андреевич, как вы оцениваете принцип комплексного развития сейчас, спустя восемь лет после старта проекта? И как изменились ваши представления об этом с течением времени?
О.К.: Комплексность – это подход, который предполагает не только строительство жилья, квартир с хорошими планировками, но и организацию общественных пространств, отвечающих запросам людей разного возраста. Возьмем для примера общественную площадь, которую мы сформировали рядом с одной из наших школ. Когда мы ее создавали, то не могли предположить, что площадь станет таким популярным местом, особенно летом. Расположена она перед входом в школу, родителям там очень удобно ждать и встречать своих детей. Или другой пример – такая, казалось бы, мелочь, как площадка для выгула собак. Наши жители долгое время выводили туда своих питомцев на прогулку. Но скоро, согласно планам развития, на этой территории будет построено административное здание. Лишить площадки наших жителей мы не имеем права, и конечно, мы должны найти место и перенести ее. Огромное значение имеют локальные зоны отдыха. Сейчас вместе с администрацией Десеновского поселения мы начали заниматься парком, заказали разработку его концепции и с окончанием зимы возьмемся за реализацию этих планов. Людям уже не хочется замыкаться на своих квартирах. Им важно то, что они видят перед окнами, где они могут прогуляться, отдохнуть. Теперь при покупке жилья человек оценивает весь район – как он выглядит, насколько привлекателен.

Транспорт, социальные объекты – все это тоже, конечно, входит в понятие комплексного развития. То, какими темпами развивается транспортная сеть района, очень влияет на общее его состояние и интерес к нему. Планы городских властей довести метро до Троицка, создать две станции – «Десна» и «Десеновское» – существенно повлияли на настроение жителей и отношение к нашему комплексу новых покупателей.

▶ Инфраструктура двух ваших районов расценивается как общая?
О.К.: Детские сады мы построили и в «Южном», и в «Центральном». А вот детско-взрослую поликлинику и школу жители «Южного» посещают в «Центральном». Туда ходит школьный автобус, хотя пешком до школы всего 15 минут. В «Южном» существуют все необходимые сервисы для постоянного проживания. Так что этот район самодостаточен так же, как и «Центральный».
Сейчас мы начали освоение еще одной территории, относящейся к «Новым Ватутинкам». Район уже строится, он получил название «Десна». По объему он превзойдет «Центральный», будет застроен многоэтажными монолитными жилыми домами разной этажности по индивидуальным проектам. Первый жилой квартал «Десны» будет вводиться в январе следующего года, есть планы по строительству нового. Кроме жилья общим объемом 1 млн кв. метров мы построим три школы и семь детских садов. Улично-дорожной сетью района, его связью с «Центральным» будет заниматься город. Уже идет строительство дороги Мамыри – Пенино – Шарапово.

▶ В какие сроки укладываются ваши планы?
О.К.: Если в год мы будем строить примерно по 300 тыс. кв. метров жилья, то это займет примерно пять лет. Я хочу подчеркнуть: мы не строим только дома. Как только отстраиваем определенное количество жилья и понимаем, что здесь будет востребован детский сад, скажем, на 300 мест, то мы его проектируем и строим. В «Десне» при вводе второго квартала жилья у нас будут открыты школа и детский садик.

▶ Александр Александрович, вы отмечаете какую-то смену предпочтений покупателей при приобретении жилья в связи с пандемией?
А.З.: Девелопмент – сфера, обладающая очевидной инертностью. И быстро отреагировать на это просто невозможно. При этом балконы, благоустроенные дворы, о которых много сейчас говорят, – это всегда предлагалось покупателям «Новых Ватутинок». Пожалуй, можно сказать, что люди больше стали обращать внимание на то, чтобы в микрорайоне было все для жизни, чтобы не ехать куда-то за необходимой услугой, а получить ее рядом с домом. Со стороны покупателя изучение полноты инфраструктуры при знакомстве с районом становится таким же важным моментом, как и изучение планировки рассматриваемой квартиры.

▶ Ваша компания отличалась тесным взаимодействием с сообществом жителей. Это касалось не только вопросов управления, коммунального обслуживания, но и организации общественных пространств, досуга жителей и пр. Вы продолжаете эту практику?
О.К.: Через соцсети, прямые контакты мы, конечно, имеем обратную связь и понимаем настроение жителей. Часто это помогает оценить нам собственную работу. В конце этого года будем сдавать новый жилой квартал на 946 квартир. Там мы применили новые принципы благоустройства – разбили скверы, посадили деревья-крупномеры, сделали красивую кирпичную кладку для подпорных стен. И сейчас жители других кварталов выразили желание, чтобы и возле их домов появилось нечто подобное. Но теперь перед нами стоит задача не просто благоустроить, а выделить локации и наделить их своими функциями. Кто-то любит пассивный, спокойный отдых, кто-то, наоборот, предпочитает активность, динамичное времяпрепровождение.

А.З.: Между прочим, вопросы благоустройства не так просты, как кажется. Если учитывать потребности обычного человека, то здесь можно говорить о тяге к приватности. Владельцы и арендаторы коммерческих площадей ценят обратное – хорошую проницаемость, чтобы их объекты были максимально доступны. А кроме того, возникает еще потребность в организации площадок для выгрузки товаров. Как все это совместить при том, что все является важным?

  ▶ Ваши жители имеют возможность трудиться в «Новых Ватутинках», не выезжая в центр?
О.К.: К сожалению, маятниковая миграция существует. Но мы намерены существенным образом повлиять на это в ближайшее время. Город поставил перед нами задачу существенно увеличить число рабочих мест. Пока мы создали их 3 тыс. А уже в ближайшее время по соседству с микрорайоном «Центральный» на 18 га будем создавать три кластера – торговый, административно-деловой и спортивно-развлекательный. Мы представили концепцию властям города и теперь занимаемся ее более детальной проработкой, выбираем лучший проект спортивно-делового комплекса. В первом квартале рассчитываем ее утвердить и приступить к реализации. Объект станет точкой притяжения всей новой Москвы. Но это еще не все. Вторая территория, где мы будем создавать точки роста в сфере приложения труда, – это технопарк на территории района «Десна». Для него выделена площадка в 10 га. Сейчас также прорабатывается его концепция.

▶ В течение этого года вы отметили неравномерность спроса, связанную с пандемией?
А.З.: Со снижением спроса в момент жестких ограничений столкнулись все застройщики. Когда начались послабления ограничений в мае – июне, спрос вырос и с тех пор оставался стабильно высоким. Осень сопровождалась большим всплеском активности, но для нас это было связано с выводом на продажу нового квартала, который ждали покупатели.

▶ Как на ваши продажи повлияла льготная ипотека?
А.З.: Да, появились клиенты, которые пришли именно потому, что заработала такая программа. Кратного роста не произошло, но примерно на 15% число ипотечных сделок выросло. До этого в общем объеме продаж они составляли 50–60%.

▶ Ваша компания проявляла интерес к цифровым технологиям еще до пандемии. Этот интерес сохраняется?
А.З.: Не просто интерес, мы предлагали работающие решения – будь то мобильное приложение для покупателей или жителей, СРМ с информированием клиента о каждом этапе прохождения сделки, сервис онлайн-аукциона по приобретению квартиры. Но благодаря фактору пандемии в этой сфере, конечно, произошли изменения. Большинство участников рынка осознали, что использование цифровых технологий – это уже не дополнительный элемент взаимодействия с клиентом, а базовый, основной. Нужно уметь, иметь, предлагать, использовать весь спектр доступных способов, облегчающих коммуникацию между клиентом, жителем и застройщиком. У такого широкого внедрения есть большой плюс – появляются специализированные внешние приложения и сервисы, сделанные с учетом всех особенностей, с которыми сталкиваются застройщики и клиенты. Благодаря этому нам стало проще – можно сосредоточиться на продукте и не отвлекаться на развитие и поддержку самостоятельных цифровых решений. А вот вопрос, к которому мы отнеслись с огромным вниманием, – это заключение договоров с электронной подписью и электронной регистрации. Раньше это было, скорее, сопутствующим сервисом. Конечно, мы не отказываем клиенту заключить договор в бумажной форме, но все больше людей понимают и оценивают простоту и удобство электронного формата. Поэтому теперь он стал основным форматом при проведении сделки, требующей государственной регистрации.

▶ Можете поделиться планами и прогнозом на следующий год? Чем вы будете заниматься в 2021-м?
О.К.: В соответствии с нашими планами на 2021–2023 годы мы должны построить и продать 600 тыс. кв. метров нового жилья. И текущая наша работа показывает, что эти планы вполне реалистичны. Помешать этому могут только какие-то очень крупные внешние события. В целом же наш район востребован. Все больше людей приходит к нам по рекомендациям предыдущих покупателей, значит, жителям здесь комфортно. Если бы это было не так, нам не удалось бы выполнить планы текущего года. Мы держали на нужном уровне цены, даже повышали их. И перспективы будущего года оцениваем с трезвым оптимизмом.