В парке «Зарядье» открылась выставка артефактов, найденных при реставрации московских памятников
Что касается последней, то она представляет собой чугунный люк с фрагментами стеклянных светорассеивающих призм – это так называемая система неэлектрического освещения, датируемая концом ХIX века. «Чугунную конструкцию обнаружили под слоями асфальта. До конца 1920-х годов в южном крыле Политеха работал торговый пассаж. Проникавшие через зенитный фонарь солнечные лучи рассеивала система люков и призм первого этажа. Позднее эти пространства разделили на этажи офисов. А мы в ходе реконструкции отреставрировали 20 чугунных люков, воссоздали хрустальные призмы», – рассказал реставратор компании «Политехстрой-Сварго» Андрей Черногорцев.
Еще один экспонат из Политеха – гипсовые «косички», которым больше 140 лет. Реставраторы обнаружили их на тыльной стороне парадной лестницы здания. В советские годы этот декор затерялся под слоями краски и штукатурки. А сейчас все 200 квадратных метров гипсовых украшений отреставрированы. В полном объеме их можно будет увидеть после открытия музея.
Обширный архив, насчитывающий до тысячи единиц хранения, вероятно, принадлежал писателю Владимиру Гиляровскому, но не был найден в ходе реставрации. Однако организаторы сделали исключение и включили его в состав выставки. «Это случайное приобретение. Знакомый букинист сообщил, что у него есть то, чем, возможно, я заинтересуюсь. Я давно уже покупаю старые газеты, открытки, книги. Пришел и стал рассматривать журналы, напоролся на меню, а потом на визитку Гиляровского. Увидел непогашенный вексель и постепенно начал понимать, что передо мной нечто, имеющее прямое отношение к писателю! Уверен, что эти документы принадлежали Гиляровскому, но пока нет экспертного заключения», – рассказал главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
Две сенсационные находки представила реставрационная мастерская «Гинзбург Архитектс». Компания разрабатывает концепцию реконструкции и регенерации памятника архитектуры эпохи конструктивизма – комбината газеты «Правда». В ходе предпроектных работ в подвале здания обнаружили вывеску. «Судя по сохранившимся фотографиям, она единовременна постройке, это 1934–1936 годы. Именно эти буквы изначально украшали фасад комбината», – уверен заместитель директора по реставрации «Гинзбург Архитектс» Никита Дудниченко.
Вывеска оказалась деревянной: под многолетними наслоениями нашли сусальное золото и определили, что фасадные буквы были выполнены по схожей с иконами технологии. Вторая находка в этом здании тоже связана с религией. В одном из кабинетов обнаружили подоконники из очень хорошего мрамора. Их приподняли – и обомлели: на обратной стороне были буквы. Оказалось, что это фрагменты заглавной надписи списка участников Бородинского сражения из галереи воинской славы храма Христа Спасителя. Эта находка в очередной раз подтвердила, что редкий итальянский мрамор, из которого был построен храм Христа Спасителя, после сноса использовали при строительстве ключевых объектов советской Москвы. Конечно, удивительно, что в данном случае мрамор пошел на строительство редакции, ставшей основным рупором антирелигиозной пропаганды. Никита Дудниченко рассказал, что команда бюро нашла фото, на котором Юрий Гагарин во время визита в редакцию запечатлен именно в этом кабинете. А космонавт, помимо всего прочего, запомнился и тем, что первым во всеуслышание заявил о необходимости восстановления столь значимого для страны храма.
Также команда «Гинзбург Архитектс» предоставила для выставки литографские плиты, найденные в Хохловском переулке в палатах дьяка Украинцева, где располагалось музыкальное издательство П.И. Юргенсона. По осторожным предположениям историков, именно с них делали самые первые в истории российского нотно-издательского дела оттиски текстов романсов, которые продавались здесь же.