Вокзал примерит мини

Вокзал примерит мини

Вокзал примерит мини
Вокзал примерит мини
Напротив северной гавани установят уменьшенную копию канала имени Москвы

В столице продолжается реконструкция одного из ценнейших памятников архитектуры времен сталинского ампира – Северного речного вокзала. На прошлой неделе ход работ осмотрел мэр Москвы Сергей Собянин. «В следующем году весь этот крупнейший интересный ансамбль заиграет новыми красками и снова будет любимым местом отдыха москвичей», – сказал столичный градоначальник.

Перекусить на мачте

Проект реконструкции набережной, причалов и площади у здания Северного речного вокзала, расположенного на берегу Химкинского водохранилища, разработали в научно-исследовательском институте «МосТрансПроект». Главной темой концепции стала река, а изюминкой проекта – мини-копия канала имени Москвы, которая появится напротив самого вокзала. «Это ручей с настоящими шлюзами и подсветкой, повторяющий канал по всей длине. Копия будет интерактивной – дети и взрослые смогут пускать по ней кораблики, открывая и закрывая подвижные шлюзы. Благодаря такой системе гости парка смогут познакомиться со структурой канала», – рассказал директор ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков. В оформлении расположенных на набережной объектов используют натуральные материалы и цвета – белый, серый и бежевый. Концепция предполагает размещение на набережной кафе, ярмарки морских блюд, павильонов для продажи сувениров, еды и напитков. Крыши кафе стилизуют под корабельные мачты. Летом остекление павильонов будет складываться в гармошку, образуя общее пространство. Также на набережной расположатся детская площадка со скалодромом и музыкальным комплексом и велодорожка длиной 1,2 км.

По словам столичного градоначальника, после завершения работ на берегу Химкинского водохранилища появится первоклассная набережная мирового уровня. «Не только для причала судов, но и для прогулок, активного отдыха москвичей. Чтобы это было и удобно, и красиво», – добавил Сергей Собянин. Отдельным проектом станет комплексное благоустройство парка Северного речного вокзала, которое будет проведено в 2020 году. «Исторический парк, который является памятником культуры, объектом культурного наследия, тоже будет полностью отреставрирован и приспособлен к современному использованию», – подчеркнул Сергей Собянин.

Детали с историей

Работы ведутся и в самом Северном речном вокзале. Это уникальное здание, –памятник архитектуры регионального значения и выдающийся образец сталинского ампира. Вокзал открыли одновременно с каналом имени Москвы в 1937 году. Он стал первым подобным объектом в СССР, при строительстве которого внимание было уделено не только функциональности, но и эстетике. Над возведением здания работали архитекторы Алексей Рухлядев, самый известный проект которого – наземный вестибюль станции метро «Комсомольская», и Владимир Кринский, скульптор Иван Ефимов и художник Наталья Данько. Главное здание получилось парадным, но одновременно легким – такого эффекта удалось добиться за счет большого количества арок. Венчала его тонкая башня с часами и 25-метровым шпилем с огромной пятиконечной звездой.

Северный речной вокзал буквально «нафарширован» уникальными памятниками искусства и архитектуры, практически каждая его деталь имеет свою историю или легенду, поэтому реконструкция ведется максимально бережно, кропотливо и строго по архивным материалам.

К примеру, недавно со шпиля здания сняли и отправили на реставрацию уникальную пятиметровую звезду. Расположена она на высоте более 70 метров, поэтому задача оказалась непростой.

«Команда профессионалов с помощью специализированной техники несколько часов снимала огромную конструкцию со шпиля. Работы осложнились сильным ветром и особенностями конструкции – ее пришлось прокрутить несколько раз, чтобы бережно освободить крепление», – рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. Звезда, венчающая шпиль вокзала, была изготовлена в 1935 году на заводе им. Молотова в Нижнем Новгороде. В ее центре закреплены серп и молот, украшенные уральскими самоцветами – аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем и аквамаринами, имеющими бриллиантовую огранку. Каждый камень закреплен в отдельный каст, покрытый золотом. В ходе реставрации на ней восстановят золочение, на серпе и молоте – покрытие посеребренной медью, воссоздадут заклепки, касты и инкрустируют самоцветами. Звезда украшала здание на протяжении 80 лет, зимой 2020 года ее вернут на историческое место. Кстати, среди жителей столицы ходит слух о том, что эту звезду сняли со Спасской башни Кремля, но это не так.

Другая редчайшая деталь вокзала – медальоны, украшающие три парадные арки главного входа в здание. Это 24 большие фарфоровые блюда диаметром 1,5 метра каждый. Медальоны были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов. На рисунках изображены знаковые объекты того времени: Мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже не построенная сталинская высотка. Сейчас медальоны сняли с колонн и отправили на реставрацию. В мастерской также находится позолоченная надпись из медного сплава: «1933 Волга ≈ Москва 1937», которая размещалась над парадными арками Северного речного вокзала.

Нашлись исторические плафоны

В следующем году на свои места вернутся и исторические светильники. Сейчас в реставрационных мастерских завершается работа по их восстановлению. «Люстры деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а вся электропроводка нуждалась в замене», – рассказал Алексей Емельянов. Всего на реставрации находится около 500 осветительных приборов. Из них примерно половина была воссоздана, так как аварийное состояние материалов не позволяло их отреставрировать, а часть была безвозвратно утеряна. «Самые сложные работы были проведены по самой большой люстре вокзала, она весит более 50 килограммов. Вся ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Кстати, когда осветительные приборы демонтировали, произошло настоящее чудо: реставраторы нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных, таким образом, все плафоны на люстре исторические», – добавил Алексей Емельянов.

Интегрируют с транспортной системой

Исторический облик зданию Северного речного вокзала окончательно вернут в 2020 году. Специалисты восстановят облицовку стен из искусственного мрамора, панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, витражи с государственными гербами советских республик, потолочные росписи и паркетные полы. Исторический облик также получат и башенные часы XVIII–XIX веков.

После реставрации Северный речной вокзал станет современным транспортным комплексом, который интегрируют в единую транспортную систему города. Планируется наладить речное сообщение Москвы с Подмосковьем и другими регионами, а также развить туристическое направление. В самом здании разместятся вокзал и музей. В нем оборудуют залы ожидания, билетную кассу, киоск по продаже сувенирной продукции, справочное бюро, буфет, кабинет врача и комнату матери и ребенка.

Теги: #