Городской кейс: три примера, как соединить бизнес и заботу об экологии

Городской кейс: три примера, как соединить бизнес и заботу об экологии

Городской кейс: три примера, как соединить бизнес и заботу об экологии
Городской кейс: три примера, как соединить бизнес и заботу об экологии
Бизнесмены о том, — зачем они перерабатывают пластик, как приучить потребителей сдавать вторсырье и почему страну больше нельзя превращать в гору мусора

рыкачевский.jpg

Антон Рыкачевский, сооснователь проекта 99recycle

Делает дизайнерские аксессуары из пластика, чтобы покупатели интересовались темой переработки

Мы с коллегой Сергеем [Ибрагимовым] увидели, что в Нидерландах ребята делают скейтборды из «переработки». Потом изучили чертежи нужного оборудования и посмотрели проект Precious plastic [комьюнити, посвященное «второй жизни» пластика, — прим. ред.]. А потом попытались все это дело заимплементить и улучшить. 

Если говорить про поясные сумки, то их мы делаем из полиэтиленовых пакетов или обрезков ПВХ (на одну сумку нужно где-то 5-10 стандартных пакетов). Пакеты приносят люди, а большие объемы пленки мы закупаем у пунктов приема вторсырья — потому что люди не приносят столько, сколько нам надо, а надо много.

JAwaFRUDtqc.jpg

Внешнюю сторону сумки мы делаем из цветных пакетов, потому что там должен быть рисунок. Их мы отбираем и сортируем по цветам, а затем вручную компонуем. А вот что на подложке — уже не важно, тут мы как раз используем пленку, купленную в пунктах приема.

Если любое наше изделие — например, часы, сумка или скейтборд — износилось, то вы можете сдать его нам снова. И если это полиэтилен или полипропилен, то мы переработаем их еще раз. А если это более сложные материалы — типа обрезков ПВХ — то мы попробуем их еще раз заапсайклить: нарезать из старой сумки более мелкие сумки или ремешки для часов. 

«Мы стараемся делать продукты на 99% из переработки и на 99% перерабатываемыми». 

Большинство пластика в быту — так называемые термопласты. Это означает, что они становятся мягкими при нагревании и их можно формовать. Если речь идет о твердых материалах, например крышках, то такой пластик перемалывается в крошку, а потом с помощью специальной установки формуется. Например, чтобы сделать скейтборд, перемолотые крышки греются в печке, а потом [полученное] запрессовывается в форму скейтборда, сделанную из алюминия. Если мы делаем значок, то выдавливаем его при помощи экструдера в форму значка. А если речь идет о сумках, то мы берем несколько пакетов и сплавляем их в термопрессе.

Наша цель — довести продукцию из вторсырья до такого состояния, чтобы человек покупал нашу вещь, потому что она ему просто понравилась. А потом узнавал, что она сделала из вторсырья и начал интересоваться темой переработки.

Основные заказы у нас в Питере, здесь находится наше производство. Какое-то время мы работали с московским дизайнером Сашей Будариной, а наши вещи продавались шоу-руме «Свалки», но сейчас временно точки в Москве у нас нет, хотя заказы из вашего города тоже приходят.

Практически вся одноразовая упаковка сделана из пластика. Поэтому и отношение к ней соответствующее: использовал — выбросил. Но это не очень правильно отношение к пластику. Ведь он потом лежит и не разлагается по 400-500 лет. А мы стараемся изменить такое отношение, создавая крутой продукт принципиально из вторсырья 

чехранов.jpg


Алексей Чехранов, создатель эко-заводов «Умная Sreda»

Готов поставить в городах недорогие скамейки и положить в Москве эко-плитку

Идея проекта родилась в 2016 году, когда я управлял компанией в сфере ЖКХ и полигоном ТБО в Крыму. Там была огромная проблема: пакеты от мусора разлетались по всей округе, а инструмента, который способен решить эту проблему, — не было. По сути, пластиковые пакеты просто никто не умел перерабатывать. И я начал думать. После ряда экспериментов наиболее стойкой оказалась комбинация из смешанного пластика и песка — получилась прочная, как бетон, смесь; но за счет полимеров — с эластичными свойствами. 

Мы используем б/у пластик, который не перерабатываются другими игроками рынка, например фольгированный (все российские заводы переработки его сжигают, а остаточные продукты закапывают). Еще это одноразовый пластик — например, стаканчики, крышки, пакеты, пленка, — и различные виды дробленого пластика; а также упаковочные пакеты, пакетики от чая и стретч-пленку. 

btb35Ll-qPE.jpg

«Наша технология переработки превращает пластик в обыкновенный камень. Опасные для природы материалы в новых изделиях просто закупориваются. И если готовое изделие производства разрушится, то его куски станут частью природы — примерно так же, как, например, камни, которые откололись от скалы». 

На производстве [в Нахабино Московской области, — прим.ред.] так делаются лавочки и скамейки трех видов, урны, кашпо, бордюр, плитка и рейки для забора. В ближайшее время мы рассматриваем производство палубной доски (так как наш материал влагостойкий), а также покрытий и балюстрады на набережных, планкена и ограничителей.

frOV9pxO.jpg

Изделия мы красим специальной полимерной краской, которая служит на 3-4 сезона дольше обычной. Те же скамейки могут спокойно прослужить 5-10 лет и даже больше — за счет гранитной прочности материала; но даже если что-то с ними случится, мы их заменим на новые, а старые пойдут обратно в переработку. 

Себестоимость такой лавочки очень низкая. Сырье: пластик 40-45 кг, в зависимости от размера и вида изделия — плюс 80 кг обычного речного песка. Выходит около 4 тыс. Розничная цена 13 900 за 1,6 м, 15 900 – за 2 метровую модель. Это дешевле аналогов из бетона и дерева.

В Москве мы только запускаем производство по франшизе, сейчас идет подготовка цеха. Но наши лавочки уже можно найти в Казани, Перми, Симферополе, Костроме и других городах.

цигельнийский.jpg


Илья Цигельницкий, основатель проекта ProEcoPen

Делает ручки из пакетов TetraPak, но считает, что пластик сам по себе безвреден

Я занимаюсь изготовлением ручек 15 лет. Долгое время они делались из разных материалов. Однако шесть лет назад компания TetraPak предложила мне перерабатывать их упаковки.

Если говорить об объемах, то из литрового пакета молока у нас получается одна ручка. Но мы перерабатываем не только TetraPak: из зубных щеток, пэт-бутылок и прочих отходов других производителей мы делаем блокноты, зажимы для пакетов и воронки. 

«Вообще, пластик сам по себе не вреден, ведь он не разлагается — бактерии и вода на него не действуют. Но при этом пластик деградирует от иных внешних факторов, например ультрафиолета. Вредны также добавки, которые входят в его состав, вред приносит и нарушение технологии производства». 

Ручки-пики-справа.jpg

В конечном итоге наше занятие — это забота об экологии. Во-первых, мы не используем для их изготовления опасные добавки и работаем только с нормальными материалами. Во-вторых, те же ручки многоразовые: если ручка испортится, то ее можно сдать нам на переработку обратно. 

Я выбрал офисную продукцию в том числе и по тому, что это действенный месседж  — когда сувенир сделан из «переработки», то идея экологии доходит до адресата очень хорошо. 

Частные заказы занимают меньшую долю — как правило, у нас заказывают ручки и блокноты компании, причем крупные, и в первую очередь эко-ручки покупают именно те корпорации, которые наносят вред окружающей среде — в последние годы они озадачились проблемой экологии.

Многим в нашей стране кажется, что в Москве люди какие-то прошаренные. Но нельзя говорить, что москвичи подходят к переработке мусоре более ответственно, чем жители остальных городов. Люди сейчас везде одинаковые: у них общий интернет и общие дети. А я замечаю, что в последнее время идея сортировать мусор и следить за экологией исходит именно от детей и подростков. 



Теги: #