Live-Work-Play-Study среда: как девелоперы создают устойчивый город

Что такое устойчивый город? Каким его видят городские власти и вы, как девелопер?
– Это интегрированная экосистема, в которой жилые, деловые и общественные пространства образуют единую функционально сбалансированную среду. В условиях стремительной урбанизации, когда более 57% населения планеты живет в городах, современная градостроительная повестка все чаще опирается на принципы компактности. Повышение функциональной плотности позволяет сократить территориальную разобщенность, снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру и повысить эффективность использования городских площадей, активизировать формирование социальных связей.
Мы, как девелопер, интегрируем в свои проекты культурные инициативы и создаем общественные пространства, которые становятся точками притяжения и важной частью культурного кода города. Неотъемлемым элементом устойчивой среды является и экологическая ответственность. Мы стремимся минимизировать негативное воздействие на окружающую среду: внедряем зеленые технологии – от систем энергосбережения до поддержки электротранспорта, разрабатываем решения, способные обеспечить долгосрочное экологическое равновесие.
Как OCTOBER GROUP интерпретирует концепцию Live & Work в своих проектах?
– Концепция Live & Work является ответом на глобальную тенденцию роста удаленной работы. Согласно прогнозам World Economic Forum, к 2030 году число удаленных сотрудников в мире может превысить 90 млн человек. Поэтому современные тенденции урбанистики направлены на создание городов, где деловые пространства органично интегрированы в жилые.
Stories на Мосфильмовской станет единственным в своей локации проектом, который дает возможность жить и работать на одной территории. Комплекс включает два жилых корпуса – Stories Tower (29 этажей) и Terrace House (11 этажей), – объединенных двухэтажным стилобатом, в котором размещены коммерческие и деловые помещения. На первом этаже расположен ретейл, на втором – 49 офисных помещений площадью от 30 до 100 кв. метров с гибкой планировкой. Проект предполагает разделение потоков для сохранения приватности: жилые и бизнес-пространства имеют отдельные дизайнерские лобби. Среди наших клиентов есть те, кто приобрел офис и квартиру одновременно, что подчеркивает растущую востребованность такого формата. Этот подход стимулирует развитие бизнеса, создает рабочие места в жилых районах и открывает новые возможности для частных инвесторов.
Какие еще функции должны быть интегрированы в девелоперские проекты, чтобы они формировали среду для полноценной жизни и развития человеческого потенциала?
– Помимо жизни и работы у жителя мегаполиса должна быть возможность для отдыха и саморазвития. Поэтому в концепции современных проектов закладываются функции Play и Study. Так, в Stories на Мосфильмовской и клубном доме KING & SONS предусмотрены общественные пространства, библиотеки в лобби, мультифункциональные всесезонные детские клубы, в которых маленькие жители могут посещать различные секции, творческие кружки, заниматься спортом и музыкой. Кроме того, само расположение этих проектов в локациях с ведущими вузами – МГУ, МГИМО, РУДН и другими – предоставляет широкие образовательные возможности.
Новым трендом в городском развитии является совмещение деловой и культурной функции. Один из самых ярких примеров реализации данной концепции в Москве – офисно-культурный кластер K-CITY на Бауманской. В первой очереди проекта предусмотрено более 13,8 тыс. кв. метров офисных помещений класса А, а вторая очередь будет включать артхаб им. И.Д. Кобзона: концертно- театральную площадку с возможностью трансформации пространства под различные мероприятия – от лекций и выставок до спектаклей и музыкальных фестивалей.
Как девелоперу создать не просто дом для жизни, а знаковую точку притяжения на карте города?
– Мы стремимся создавать проекты, которые становятся частью культурного и визуального кода города. Их знаковость во многом начинается с правильного выбора локации: все наши объекты строятся в тихих исторических районах Москвы, сочетающих приватность, транспортную доступность и развитую инфраструктуру. От Басманного района с богатым культурным контекстом, где реализуется K-CITY, до Мосфильмовской улицы, где расположены KING & SONS и Stories.
Благодаря архитектурному облику новые проекты могут стать настоящими достопримечательностями Москвы, поэтому архитектура – ключевой элемент стратегии OCTOBER GROUP. По данным нашего исследования, для 47% аудитории до 29 лет важны как внешний облик, так и имя архитектора. Поэтому мы сотрудничаем с одним из сильнейших мировых бюро – NIKKEN SEKKEI (топ-2 в мире), автором проектов телебашни в Токио, транспортно-пересадочного узла в Нагое и Roppongi Hills. В K-CITY NIKKEN SEKKEI интерпретировали музыку в форму здания: волнообразные фасады отсылают к театральному занавесу и нотной тетради. В KING & SONS реализована визуальная структура, напоминающая раскрытый веер – эта форма задала выразительный силуэт и позволила сформировать 74% квартир с террасами и прямыми видами на МГУ. В Stories архитектура поддерживает концепцию «дом как путешествие»: фасады визуально напоминают круизный лайнер.
Во всех трех ваших проектах реализованы эксплуатируемые кровли. Почему решили использовать этот прием, является ли он частью масштабного тренда?
– Эксплуатируемые кровли – это часть стратегического подхода к благо- устройству и ответ на запрос горожан проводить больше времени на свежем воздухе. Даже в камерных клубных комплексах мы создаем полноценные зеленые пространства, увеличивая их площадь за счет многоуровневого функционального зонирования – актуального градостроительного приема, проверенного мировым опытом.
В KING & SONS за счет вертикального зонирования площадь благоустроенного пространства увеличена на 30%. Помимо ярусных террас и зеленой кровли спортивного павильона на крыше основного корпуса появятся кинотеатр, площадки для йоги и сад для медитаций. Кровля открывает единственные в Москве прямые виды на МГУ в окружении лесопарковой зоны Воробьевых гор. В Stories на Мосфильмовской эксплуатируемая кровля стала продолжением концепции ярусного озеленения. Здесь разместятся видовая терраса, сад, зоны для йоги, детские и спортивные площадки, места для отдыха. В K-CITY эксплуатируемая кровля объединяет городскую панораму с возможностью уединения, отдыха и работы на воздухе.
Как вы подходите к формированию экологически устойчивой среды в своих проектах?
– Мы рассматриваем экологию как неотъемлемую часть комплексного подхода к устойчивому развитию, где природа не просто декорация, а функциональная система. Зеленые насаждения регулируют микроклимат, снижают эффект городского перегрева и поддерживают биоразнообразие.
В KING & SONS приватный двор занимает 0,3 га из 0,45 га участка – очень высокая пропорция для клубных домов. Пространство двора огорожено от городского шума зеленой кулисой. Внутри комплекса появится «таинственный сад», а в лобби – всесезонное зеленое пространство. В Stories на Мосфильмовской предусмотрено около 300 растений на территории двора и эксплуатируемой кровли, включая более 90 хвойных деревьев и кустарников, устойчивых к городскому климату: горные сосны, можжевельники «пфитцера» и «казацкий».
Экологичное благоустройство дополняется технологической инфраструктурой. В каждом проекте не менее 10% машино-мест оборудованы электрозарядками. Мы закладываем эти решения, опираясь на данные собственного исследования: 35% респондентов готовы приобрести электромобиль при наличии зарядных станций у дома, 28% в любом случае планируют покупку, а у 6% он уже есть.
Какие технологии и цифровые решения OCTOBER GROUP внедряет в свои проекты?
– Совместно с консалтинговой лабораторией Lanska Group мы провели исследование, показавшее, что две трети представителей поколения Z из крупных городов России при выборе жилья ориентируются именно на инновационные технологические решения. В числе приоритетов – создание качественного микроклимата. В ответ на этот запрос в наших проектах внедряются гибридные климатические системы: микс центрального кондиционирования с функцией проветривания, а также реализуется пятиступенчатая фильтрация воды до питьевого уровня.
В 2025 году мы открыли собственную лабораторию искусственного интеллекта – AI LAB, охватывающую все ключевые направления деятельности компании. Интеграция ИИ в проектирование, маркетинг, управление строительством и клиентский сервис позволит нам кратно повысить эффективность, усилив лидерство в девелопменте нового поколения.