На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк - Московская перспектива
На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк

На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк

На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк
На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк
Столичные власти снова предлагают закрыть монорельсовую линию в зелёный парк на высоте шести метров. Горожане могут проголосовать за проект на портале «Активный гражданин». Над концепцией работал НИИ «МосТрансПроект», который занимается транспортным планированием и урбанистикой.

Если москвичи поддержат проект, в городе появится круглогодичный воздушный парк площадью 40 тысяч квадратных метров.  Концепция НИИ «МосТрансПроект» включает аллеи, клумбы, кафе, пешеходный маршрут и беговую дорожку длиной более 4 км. Планируется оставить несколько вагонов и опорную конструкцию монорельса, провести укрепление опор и обновить инженерные системы. На высотной аллее установят ограждения, камеры наблюдения и ограничат движение самокатов. 


photo_2025-06-02 19.07.03.jpeg

Новая пешеходная линия соединит в один маршрут несколько зелёных зон — парки «Яуза», «Останкино», ВДНХ, Ботанический сад и Тимирязевский парк. Из прогулочного парка откроется панорама на Останкинскую телебашню и колесо обозрения «Солнце Москвы». Предполагается, что ежедневно его будут посещать около 20 тысяч человек. Вдохновением для идеи стали уже реализованные проекты в других странах — например, «Хай-Лайн» в Нью-Йорке, который появился на месте старой железной дороги, «Гудс-Лайн» в Сиднее и «Скайгарден» в Сеуле, переоборудованный из автомобильной эстакады.

photo_2025-06-02 19.07.04 (1).jpeg

Как в Москве появился монорельс
Впервые о строительстве монорельса в столице заговорили еще в 1998 году, но вернулись к разработке проекта только через три года, когда Москва претендовала на проведение всемирной выставки «Экспо-2010», которая должна была разместиться на территории ВДНХ. Монорельс должен был решить задачу подвоза посетителей к павильонам. Право на проведение выставки в итоге выиграл Шанхай, но от возведения монорельса решили не отказываться. Проект оказался «золотым», строительство линии и закупка вагонов обошлись городу в 6,3 млрд рублей – дороже, чем укладка трамвайных линий и линий легкого метро.

Монорельс запустили в 2004 году. Вначале линия работала в экскурсионном режиме, с получасовым интервалом и режимом работы с 10.00 до 16.00. К 2008 году интервал в самые загруженные часы сократился до семи минут, а часы работы увеличились – с 7.00 до 23.00. Тогда же линия получила официальный номер 13, под которым монорельс обозначался на карте метро.

Однако уже в 2016 году с открытием новых станций метро и МЦК значительная часть пассажиропотока ушла, и интерес к монорельсу стал стремительно падать. Сегодня он обслуживает менее 2000 человек в сутки, из которых только 150 – местные жители. Остальные в основном туристы. Средняя себестоимость одной поездки по монорельсу составляет около 1500 рублей, что примерно в 20 раз больше стоимости поездки в метро. Эксплуатация убыточна: ежегодно на содержание уходит более 800 миллионов рублей.

Почему не получится спасти монорельс
Ранее в столице уже предпринимались попытки реанимировать линию. До 2024 года собирались вернуть в строй парк подвижного состава, увеличить число составов до пяти-шести, а до 2027 года закупить новые беспилотные поезда. Однако выяснилось, что это технически и экономически нецелесообразно. Дело в том, что существующие вагоны были изготовлены в Московском институте теплотехники, который разрабатывает ракеты а не транспортную технику. Их производство было штучным, и аналоги больше не выпускаются. Выпуск новых составов с нуля потребовал бы 20 миллиардов рублей. Столько же стоит 130 вагонов для метро.

Плановое обследование РУТ (МИИТ) подтвердило, что конструкции и коммуникации устарели и нуждаются в капремонте. Сегодня по монорельсу курсируют только два состава с интервалами в полчаса и работает в ограниченном графике с 8:00 до 20:00. Для большинства горожан это неудобно, особенно с учётом того, что почти 20 маршрутов наземного транспорта частично дублируют его путь.

Проект парка как альтернатива
Вместо дорогой модернизации власти рассматривают вариант превращения всей линии в зелёную пешеходную зону. Проект должен не только сохранить уникальную конструкцию, но и дать ей новую жизнь. В будущем воздушный парк может стать туристическим объектом, новой точкой притяжения на карте Москвы. На маршруте планируется установить смотровые площадки, благоустроить пространство для прогулок с детьми и собаками, сделать комфортные переходы между парками и жилыми кварталами. 

photo_2025-06-02 19.07.04.jpeg

Мнения экспертов:

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: 
Если на месте монорельса появится городское пространство, это будет поистине уникальный парк, парящий в воздухе. С высоты шести метров москвичам откроются новые виды на привычные пейзажи — ВДНХ и Останкинскую башню. Парк визуально облегчит массив эстакады монорельса, превратив его в «воздушный» архитектурный объект. Это место станет не просто прогулочной зоной, а новой визуальной «сценой» города, с которой достопримечательности Москвы будут видны как на ладони.

Парк подойдет для неспешной прогулки со стаканчиком кофе, утренних пробежек, игр с детьми или встреч с друзьями. Особенно атмосферно и романтично здесь будет вечером, когда мягкий свет от фонарей будет падать на сам парк. Я уверен, что благодаря продуманной архитектуре устаревший объект может превратиться в современное пространство, гармонично связанное с природой. Место, в которое захочется возвращаться снова. 

Катерина Левянт, партнер и главный архитектор проектов ABD architects: 
Проект монорельса оказался неудачным решением, поскольку ему не удалось связать крупные транспортно-пересадочные узлы и подхватить перегруженные районы. Возможно, если бы монорельс развился в более разветвленную сеть, то стал бы достойной альтернативой метро, однако этого не произошло. 

Есть три варианта решения проблемы монорельса — модернизация, снос или реконструкция с заменой функции. Модернизация нецелесообразна, поскольку проект не сможет конкурировать с метро и электробусами. Снос требует затрат, а освободившиеся от опор участки будут слишком малы для строительства новых объектов. В связи с этим, реконструкция и преобразование монорельса в пешеходную зону на данный момент — наиболее актуальное решение, которое благоприятно скажется на развитии города. Проект сможет выполнять сразу несколько функций: дополнительная связь парковых зон, эффектный объект для туристов, беговая дорожка длиной 4,7 километра.

С точки зрения архитектуры, инициатива по превращению монорельса в парк практически реализуема. При строительстве монорельса были учтены нагрузка от снега, динамическая нагрузка от идущего состава и ветровая нагрузка. Преобразование объекта в пешеходную зону потребует минимальных затрат на усиление конструкции, поскольку парк планируется только для пешеходного использования.

Реконструкция монорельсовой дороги в парк не повлияет на транспортную доступность в районе, поскольку парк будет расположен сверху, вместо рельсов. В настоящее время маршруты монорельса во многом дублируют наземные автобусные маршруты, а сам монорельс используется скорее как аттракцион, так как перевозит небольшое количество пассажиров.

Каскад парков вдоль реки Яуза и территория ВДНХ сегодня пользуются большой популярностью среди жителей и туристов, предоставляя обширные зеленые зоны для отдыха. В то же время, в прилегающих кварталах наблюдается рост цен на недвижимость, особенно в новостройках. Парк, расположенный на опорах вместо монорельсовой дороги, создаст пешеходную связь между ВДНХ и Тимирязевским парком, тем самым продлевая рекреационную зону и улучшая качество городской среды”.

Иван Шаферов, ландшафтный дизайнер, основатель и арт-директор экосистемы Garden Group: 
Инициатива по превращению монорельса в парк интересна и практически реализуема. В качестве примера такой трансформации можно привести парк Хай-Лайн  в Нью-Йорке, в его реализации принимал участие известный архитектор Пит Удольф. Именно этот проект положил начало организации пространств на железнодорожных конструкциях.

Разумеется, дополнительный объем зелени в городе положительно влияет на самочувствие горожан, оказывает терапевтический эффект.  Хорошим решением, которое поможет создать не просто парк, а настоящую точку притяжения в такой конструкции могут стать парящие навесные тротуары, которые будут ограждаться поручнями и перилами для безопасности.  

В процессе реализации такого формата парка важно заранее продумать расположение различных зон: зон с посадками цветов, пространств с крупными деревьями, а также с дополнительными контейнерами с растительностью. Для создания такого проекта понадобятся конструкции с автополивом. Очень важной является интеграция современных технологий освещения, которые помогут сделают атмосферу парка уютной даже после захода солнца. Такие решения помогут сделать парк более востребованным в период с осени до весны, когда световой день недлинный. 

Теги: #