На месте столичного монорельса может появиться воздушный парк

Если москвичи поддержат проект, в городе появится круглогодичный воздушный парк площадью 40 тысяч квадратных метров. Концепция НИИ «МосТрансПроект» включает аллеи, клумбы, кафе, пешеходный маршрут и беговую дорожку длиной более 4 км. Планируется оставить несколько вагонов и опорную конструкцию монорельса, провести укрепление опор и обновить инженерные системы. На высотной аллее установят ограждения, камеры наблюдения и ограничат движение самокатов.
Новая пешеходная линия соединит в один маршрут несколько зелёных зон — парки «Яуза», «Останкино», ВДНХ, Ботанический сад и Тимирязевский парк. Из прогулочного парка откроется панорама на Останкинскую телебашню и колесо обозрения «Солнце Москвы». Предполагается, что ежедневно его будут посещать около 20 тысяч человек. Вдохновением для идеи стали уже реализованные проекты в других странах — например, «Хай-Лайн» в Нью-Йорке, который появился на месте старой железной дороги, «Гудс-Лайн» в Сиднее и «Скайгарден» в Сеуле, переоборудованный из автомобильной эстакады.
Как в Москве появился монорельс
Впервые о строительстве монорельса в столице заговорили еще в 1998 году, но вернулись к разработке проекта только через три года, когда Москва претендовала на проведение всемирной выставки «Экспо-2010», которая должна была разместиться на территории ВДНХ. Монорельс должен был решить задачу подвоза посетителей к павильонам. Право на проведение выставки в итоге выиграл Шанхай, но от возведения монорельса решили не отказываться. Проект оказался «золотым», строительство линии и закупка вагонов обошлись городу в 6,3 млрд рублей – дороже, чем укладка трамвайных линий и линий легкого метро.
Монорельс запустили в 2004 году. Вначале линия работала в экскурсионном режиме, с получасовым интервалом и режимом работы с 10.00 до 16.00. К 2008 году интервал в самые загруженные часы сократился до семи минут, а часы работы увеличились – с 7.00 до 23.00. Тогда же линия получила официальный номер 13, под которым монорельс обозначался на карте метро.
Однако уже в 2016 году с открытием новых станций метро и МЦК значительная часть пассажиропотока ушла, и интерес к монорельсу стал стремительно падать. Сегодня он обслуживает менее 2000 человек в сутки, из которых только 150 – местные жители. Остальные в основном туристы. Средняя себестоимость одной поездки по монорельсу составляет около 1500 рублей, что примерно в 20 раз больше стоимости поездки в метро. Эксплуатация убыточна: ежегодно на содержание уходит более 800 миллионов рублей.
Почему не получится спасти монорельс
Ранее в столице уже предпринимались попытки реанимировать линию. До 2024 года собирались вернуть в строй парк подвижного состава, увеличить число составов до пяти-шести, а до 2027 года закупить новые беспилотные поезда. Однако выяснилось, что это технически и экономически нецелесообразно. Дело в том, что существующие вагоны были изготовлены в Московском институте теплотехники, который разрабатывает ракеты а не транспортную технику. Их производство было штучным, и аналоги больше не выпускаются. Выпуск новых составов с нуля потребовал бы 20 миллиардов рублей. Столько же стоит 130 вагонов для метро.
Плановое обследование РУТ (МИИТ) подтвердило, что конструкции и коммуникации устарели и нуждаются в капремонте. Сегодня по монорельсу курсируют только два состава с интервалами в полчаса и работает в ограниченном графике с 8:00 до 20:00. Для большинства горожан это неудобно, особенно с учётом того, что почти 20 маршрутов наземного транспорта частично дублируют его путь.
Проект парка как альтернатива
Вместо дорогой модернизации власти рассматривают вариант превращения всей линии в зелёную пешеходную зону. Проект должен не только сохранить уникальную конструкцию, но и дать ей новую жизнь. В будущем воздушный парк может стать туристическим объектом, новой точкой притяжения на карте Москвы. На маршруте планируется установить смотровые площадки, благоустроить пространство для прогулок с детьми и собаками, сделать комфортные переходы между парками и жилыми кварталами.
Мнения экспертов:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
Если на месте монорельса появится городское пространство, это будет поистине уникальный парк, парящий в воздухе. С высоты шести метров москвичам откроются новые виды на привычные пейзажи — ВДНХ и Останкинскую башню. Парк визуально облегчит массив эстакады монорельса, превратив его в «воздушный» архитектурный объект. Это место станет не просто прогулочной зоной, а новой визуальной «сценой» города, с которой достопримечательности Москвы будут видны как на ладони.
Парк подойдет для неспешной прогулки со стаканчиком кофе, утренних пробежек, игр с детьми или встреч с друзьями. Особенно атмосферно и романтично здесь будет вечером, когда мягкий свет от фонарей будет падать на сам парк. Я уверен, что благодаря продуманной архитектуре устаревший объект может превратиться в современное пространство, гармонично связанное с природой. Место, в которое захочется возвращаться снова.
Катерина Левянт, партнер и главный архитектор проектов ABD architects:
Проект монорельса оказался неудачным решением, поскольку ему не удалось связать крупные транспортно-пересадочные узлы и подхватить перегруженные районы. Возможно, если бы монорельс развился в более разветвленную сеть, то стал бы достойной альтернативой метро, однако этого не произошло.
Есть три варианта решения проблемы монорельса — модернизация, снос или реконструкция с заменой функции. Модернизация нецелесообразна, поскольку проект не сможет конкурировать с метро и электробусами. Снос требует затрат, а освободившиеся от опор участки будут слишком малы для строительства новых объектов. В связи с этим, реконструкция и преобразование монорельса в пешеходную зону на данный момент — наиболее актуальное решение, которое благоприятно скажется на развитии города. Проект сможет выполнять сразу несколько функций: дополнительная связь парковых зон, эффектный объект для туристов, беговая дорожка длиной 4,7 километра.
С точки зрения архитектуры, инициатива по превращению монорельса в парк практически реализуема. При строительстве монорельса были учтены нагрузка от снега, динамическая нагрузка от идущего состава и ветровая нагрузка. Преобразование объекта в пешеходную зону потребует минимальных затрат на усиление конструкции, поскольку парк планируется только для пешеходного использования.
Реконструкция монорельсовой дороги в парк не повлияет на транспортную доступность в районе, поскольку парк будет расположен сверху, вместо рельсов. В настоящее время маршруты монорельса во многом дублируют наземные автобусные маршруты, а сам монорельс используется скорее как аттракцион, так как перевозит небольшое количество пассажиров.
Каскад парков вдоль реки Яуза и территория ВДНХ сегодня пользуются большой популярностью среди жителей и туристов, предоставляя обширные зеленые зоны для отдыха. В то же время, в прилегающих кварталах наблюдается рост цен на недвижимость, особенно в новостройках. Парк, расположенный на опорах вместо монорельсовой дороги, создаст пешеходную связь между ВДНХ и Тимирязевским парком, тем самым продлевая рекреационную зону и улучшая качество городской среды”.
Иван Шаферов, ландшафтный дизайнер, основатель и арт-директор экосистемы Garden Group:
Инициатива по превращению монорельса в парк интересна и практически реализуема. В качестве примера такой трансформации можно привести парк Хай-Лайн в Нью-Йорке, в его реализации принимал участие известный архитектор Пит Удольф. Именно этот проект положил начало организации пространств на железнодорожных конструкциях.
Разумеется, дополнительный объем зелени в городе положительно влияет на самочувствие горожан, оказывает терапевтический эффект. Хорошим решением, которое поможет создать не просто парк, а настоящую точку притяжения в такой конструкции могут стать парящие навесные тротуары, которые будут ограждаться поручнями и перилами для безопасности.
В процессе реализации такого формата парка важно заранее продумать расположение различных зон: зон с посадками цветов, пространств с крупными деревьями, а также с дополнительными контейнерами с растительностью. Для создания такого проекта понадобятся конструкции с автополивом. Очень важной является интеграция современных технологий освещения, которые помогут сделают атмосферу парка уютной даже после захода солнца. Такие решения помогут сделать парк более востребованным в период с осени до весны, когда световой день недлинный.