Строим, а не строим из себя! - Московская перспектива

Строим, а не строим из себя!

Строим, а не строим из себя!
Строим, а не строим из себя! Фото автора
Андрей Волков о системе ценностей, новых технологиях и качественной трансформации НИУ МГСУ

Сегодня главные вузы страны предлагают студентам новые направления обучения, подготовку в «умных» исследовательских центрах, программы обмена с зарубежными университетами и многое другое. О том, как учатся и живут будущие строители и какие возможности им предоставляет один из ведущих университетов России, журналистам «Московской перспективы» рассказал гость редакции — ректор НИУ МГСУ Андрей Волков.

Родной институт

Андрей Анатольевич, мы с вами встречались сразу после того, как вы заняли пост ректора МГСУ. Что изменилось за это время?

— Новый спектр и масштаб задач университета значительно обогатил меня новым опытом. В большей, чем я полагал, степени решение задач стратегического развития университета дополнялось решением задач тактических. Исключительно важным было добиться понимания сути современных вызовов академической системе всем коллективом, чувства ответственности каждого за общее дело качественного развития МИСИ—МГСУ.

В каком году вы возглавили университет?

— Я был избран на должность ректора в декабре 2013 года, а вообще в институте я родной человек. В силу возраста успел осознанно пожить и в советском времени. В 1991 году я поступал в Инженерно-строительный институт — МИСИ им. В.В. Куйбышева, а в 1996-м оканчивал уже Московский государственный строительный университет — МГСУ. Из пяти групп потока в аспирантуре осталась одна. Все уходили в рынок, тогда сложно было себе позволить такую роскошь, как пойти в науку. У меня финансовых возможностей тоже было немного, но почему-то казалось, что именно наука — это то, что действительно важно.

По новым принципам

Насколько нынешние принципы профессионального образования в МГСУ отличаются от тех, что были во времена вашей учебы?

— Система фундаментальных ценностей на самом деле не меняется веками. Студенты не становятся лучше или хуже. Но сегодня мы живем в обществе, которое развивается гораздо быстрее, чем 20-30 лет назад, и этому темпу нужно соответствовать. Сейчас речь идет не о том, чтобы получить образование на всю жизнь, как это было раньше, а о том, чтобы обладать навыками работы в информационном обществе.

Руководители города бывают у вас, общаются студентами?

— Да, и нередко. За последнее время мэр Москвы Сергей Семенович Собянин был у нас дважды, и надеемся, приедет снова. И, что важно, каждый его визит был связан с поддержкой совершенно конкретных проектов развития университета. Мэр масштабно поддерживает подготовку строителей — для города это важно, студенческий спорт, новые для нас направления подготовки — «умный город», «реставрация архитектурного наследия». 

Очень часто бывает у нас заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Шакирзянович Хуснуллин, общается со студентами и с преподавателями, обсуждает перспективы развития нашего вуза. 

Эти встречи получают хороший отклик у наших студентов.

А если говорить о «технических» моментах? Как сейчас выглядит процесс обучения?

— Сегодня совсем иной подход к получению образования — оно ступенчатое. Но при этом объемное и разностороннее, имеет три уровня: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Разница между первым и вторым уровнями очень проста. Бакалавр — это тот, кто будет грамотно и квалифицированно решать производственные задачи, а магистр — специалист, который может не только решать, но и ставить такие задачи, управлять и контролировать результат. Это будущий руководитель высшего звена. Ну а аспирантура предоставляет выпускникам магистратуры возможность заниматься наукой. В НИУ МГСУ также удалось сохранить и инженерное образование. Его студенты получают, обучаясь на так называемых высокотехнологичных направлениях, например, «Строительство уникальных зданий и сооружений».

Выпускники на всех направлениях

Какой сегодня конкурс в МГСУ?

— Это во многом зависит от направления. Традиционно мы остаемся строительным университетом, но развиваем и направления, связанные с творчеством, — это архитектура, градостроительство. НИУ МГСУ — единственный университет в Москве, который готовит ребят по такой специальности, как «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Конкурс достигает десятки человек на место. Всего в прошлом году мы приняли на первый курс почти 3,5 тысячи абитуриентов, из них порядка 800 магистратов и 100 аспирантов. Четверть наших студентов москвичи, примерно столько же из Московской области, и оставшиеся — из всех регионов страны. НИУ МГСУ федеральный университет, у нас много общежитий, поэтому много и талантливой иногородней молодежи.

Сколько ваших выпускников идут в профессию?

— Согласно данным независимых экспертов, примерно 85% выпускников МГСУ минувшего года трудоустроено сразу. Это очень хороший показатель. В профессии ли они? Сегодня только в Москве трудится почти полмиллиона строителей, и еще примерно миллион горожан работают в смежных отраслях. И на всех этих направлениях вы встретите наших выпускников.

МГСУ интегрируется с зарубежными вузами?

— У нас большое количество зарубежных партнеров, фактически во всех передовых европейских странах. Основной из них — Германия. Так было и раньше, в пору ГДР. В Советском Союзе училось много немцев, к ним ездили наши студенты и преподаватели.

Сегодня взаимодействие происходит на другом уровне. У нас заключены договоры о сотрудничестве фактически со всеми техническими университетами, которые готовят строителей и архитекторов, многими производственными предприятиями в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Бохуме, Веймаре и других городах.

Попробовать себя в науке

Насколько университет обеспечен научным оборудованием и есть ли у студентов возможность пользоваться этими лабораториями?

— В 2010 году мы получили статус национального исследовательского университета, и в течение первых пяти лет государство выделило нам почти 2 миллиарда рублей на развитие материально-технической базы. Она по многим параметрам превосходит требования, предъявляемые к лабораториям ведущих вузов мира в части исследования конструкций, материалов, разработки интеллектуальных систем, в том, что касается «умного города».
И все это доступно студентам. 

Вообще, у нас в университете такая парадигма — каждый обучающийся должен получить несколько совершенно конкретных шансов: попробовать себя в науке, в международных форматах общения, в спорте, творчестве.

Насколько активное участие в науке принимают педагоги?

— Кадровый потенциал — это больная тема многих вузов. С начала 1990-х годов в течение почти двух десятков лет система вузовской науки в существенной степени ослабла. Из-за низкой зарплаты многие лучшие специалисты уходили из университета, а их места занимали не всегда заинтересованные в науке люди. В этот период никто не ставил перед вузами задачи заниматься серьезными фундаментальными исследованиями. Сегодня в НИУ МГСУ совершенно иные условия труда и с точки зрения комфортного уровня учебной нагрузки для преподавателей, и с точки зрения занятия наукой, высокий уровень заработной платы. Как ректор, считаю, что каждый профессор, доцент должен заниматься наукой, и моя обязанность — обеспечить им такую возможность.

Умный студенческий кампус

Ваши студенты могут осваивать в стенах вуза такие технологии, как BIM-моделирование или параметрическую архитектуру?

— Конечно, могут, ведь мы — один из немногих университетов, который стоял у истоков развития новых технологий. Еще в 2007 году в МГСУ был создан Научно-образовательный центр информационных систем и интеллектуальной автоматики в строительстве, который так и назывался — «Умный город». На базе этого центра мы реализовали замечательную идею — сделать студенческий кампус одним большим лабораторным стендом, чтобы ребята могли на конкретных примерах разбираться с тем, что же такое «умный город», интеллектуальные системы, новые технологии, BIM-моделирование. Сегодня в центре оцифрована большая часть зданий кампуса — новый легкоатлетический манеж, бассейн, лабораторные корпуса, фактически это готовые BIM-модели. На базе центра работает ряд курсов, где ребята могут менять оборудование инженерных систем и моделировать энергопотребление.

Фактически сегодня НИУ МГСУ — университет нового типа с областью профессиональной ответственности значительно шире, чем просто этап стройки. Мы — университет созидания, университет «умного города».

Университет сотрудничает с госкомпаниями в вопросах подготовки кадров?

— Безусловно. Один из наших крупных заказчиков — госкорпорация «Росатом». Вообще, мы считаем, что Россия должна не просто повысить качество подготовки вузовских специалистов, а восстановить собственный потенциал экспорта строительных технологий. Сегодня открывается огромное количество новых рынков — прежде всего в развивающихся странах — в области энергетики и инфраструктурного строительства, на которые наша страна может выходить со своими технологиями, квалифицированным кадровым потенциалом. Половину портфеля заказов «Росатома» составляют зарубежные проекты. Корпорация сотрудничает с Турцией, Финляндией, другими странами и нуждается в специалистах разного уровня. В частности, в строителях — инженерах, руководителях высшего звена, управленцах. Во всех заметных стройках России есть потенциал НИУ МГСУ. Мы обеспечиваем не только их строительную часть, научно-техническое сопровождение, экспертизу проектов, но и работу студенческих стройотрядов.

Возродили стройотряды

У вас по-прежнему практикуются стройотряды?

— МГСУ был одним из первых вузов в России, который начал возрождать практику стройотрядовского движения. Мы всячески поддерживаем это направление и стараемся его правильно формировать. Практически все ребята, которые едут в стройотряды из нашего университета, уже имеют начальные профессиональные разряды по тем рабочим специальностям, по которым им и предстоит трудиться. Как правило, это каменщики, штукатуры, арматурщики и сварщики.

Работу стройотрядов мы планируем заранее, стараемся всегда поддерживать лично. Я, например, был в этом году на Сахалине, где сразу несколько наших стройотрядов общей численностью 120 человек возводили ГРЭС-2.

Планета МГСУ

Чем студенты занимаются в свободное от учебы время?

— Большая часть молодежи приехала к нам учиться из регионов в возрасте 17-18 лет. Ребята живут одни, без родителей, а Москва — огромный мегаполис, где много различных соблазнов. Поэтому наша задача этих ребят не упустить, обеспечив им не только учебу, но и всестороннее развитие. 

Я считаю, что воспитание личности в наших студентах — не меньшая наша миссия, чем подготовка специалистов.

И при этом каждая личность должна быть разносторонне развитой, мультикультурной, интеллектуальной, творческой, спортивной. В этом плане у нас замечательные традиции. Мы восемь лет подряд высоко держим знамя лучшего спортивного университета Москвы, опережая все вузы города, включая самые крупные и профильные. В НИУ МГСУ доступны все виды творчества, у нас своя система студенческих активов, огромный спортивный кластер. Этой осенью открылся бассейн, три четверти средств на строительство которого выделила Москва. Мэром поддержана инициатива по строительству рядом с бассейном ледовой арены. Будет выполнено комплексное благоустройство территории университета, площадь только основного кампуса которого — почти 60 га. Словом, сегодня НИУ МГСУ — это целый мир, где есть все.

О личном

Вы потомственный строитель или стали первым в семье, кто получил такую профессию?

— Не принадлежу к строительной династии, но мой выбор поступать в МИСИ случайным не назовешь. Мои родители — инженеры, занимались разработкой автоматизированных систем управления. Через дорогу от нашего дома работал Клуб юных техников, и все вечера я пропадал там. Обучался в кружках моделирования и радиотехники. Это мне очень помогло, потому что, когда я оканчивал школу и учился на первом курсе МИСИ, с зарплатой на оборонных предприятиях было очень сложно, и нам с братом пришлось зарабатывать деньги самостоятельно. Я делал модные по тем временам цветомузыкальные системы — сам травил платы хлорным железом, паял, собирал установки, распечатывал тогда еще на матричном принтере инструкции по эксплуатации. За неделю успевал собрать две-три цветомузыки и в выходные ездил продавать их на Митинский рынок. Еще в школе стал много занималться программированием, поэтому, выбирая вуз, я ориентировался на что-то связанное с автоматикой и компьютерами. Наметил несколько институтов, в том числе и Бауманку. Но в итоге выбрал МИСИ, на экономическом факультете которого была специальность «Системы автоматизированного проектирования». Школу окончил на все пятерки, успешно сдал вступительные экзамены и пополнил ряды будущих инженеров-системотехников.

У вас есть дети?

— Да, у меня два замечательных сына. Младший этим летом оканчивает школу и активно готовится к ЕГЭ. Поэтому, проводя в нашем университете дни открытых дверей, я говорю родителям будущих абитуриентов, что сегодня мы с ними по одну сторону баррикад. Старший сын — студент второго курса одного из столичных университетов. Он, как и я, занимается информационными технологиями, но уже на следующем, современном уровне их масштабной экспансии во всех областях нашей жизни. У младшего технический склад ума, налегаем на физику и математику, вуз он выбирает для себя самостоятельно, считаю, что он готов к этой ответственности. А вот на дни открытых дверей ходим вместе — мне самому интересно посидеть время от времени в зале, посмотреть на нашу систему с другой стороны.

Чем вы увлекаетесь в свободное время?

— Редкие свободные часы стараюсь тратить на академическое творчество — изучаю новую научную литературу, касающуюся моей предметной области в исследованиях, поскольку ректор — это все-таки очень ответственная и довольно напряженная миссия, а постоянный процесс познания — самый верный путь к гармонии во всех смыслах.

Люблю театр и стараюсь хотя бы раз в месяц выбираться на спектакли. Читать люблю. Но чтение превратилось сегодня больше в прослушивание аудиокниг, есть, к слову, исключительно талантливые произведения. Таким образом, я практически всю классику успел «перечитать».

Как вы относитесь к спорту?

— На младших курсах университета я выступал за сборную команду МИСИ по спортивной гимнастике, имел второй взрослый разряд. Сейчас — веду активный образ жизни, занимаюсь физкультурой, плаванием, люблю пострелять, поскольку если перестать поддерживать себя в должной физической форме, выдерживать «ректорский темп» жизни просто невозможно.