В калашный ряд

В калашный ряд

В калашный ряд
В калашный ряд
История старого московского переулка от Моссельпрома до «Геликон-оперы»

«Московская перспектива» начинает новую рубрику «Прогулки по Москве». Это не репортажи и не только история отдельных улочек в привычном понимании. Здесь мы будем рассказывать о достопримечательностях, интересных и красивых местах, домах, известных людях столицы, вспоминать городские легенды – все, что нужно для прогулки по Москве. Сегодня обратим внимание на Калашный переулок, один из самых старых в центре мегаполиса, каким он был 300 лет назад и что собой представляет сегодня.

На углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков возвышается знаменитый дом Моссельпрома (дом 18/9). Когда-то в XVII веке здесь были две крупные слободы. В Калашной, соответственно, жили калашники, которые из белой пшеничной муки выпекали калачи, очень популярные в Москве, а также хлебники и пирожники. Рядом кислошники – профессионалы засолки капусты, ягод и овощей для царского стола и Патриаршего двора. Слободы строго охранялись: запрещалось брать людей на постой и что-либо продавать. Видимо, отсюда и поговорка: «Куда прешь со свиным рылом в калашный ряд». При этом улицы были довольно грязные, домишки покосившиеся, а первые каменные здания здесь стали появляться только в начале XVIII столетия.

«Нигде кроме как в Моссельпроме»

Дом Моссельпрома – это памятник русскому конструктивизму и авангарду. Когда-то на этом месте стояла церковь, которая сгорела в 1812 году. Потом здесь были ямщицкая станция, трактир и постоялый двор, но в начале XX века хозяин этого участка купец Титов решил построить многоквартирный доходный дом, чтобы сдавать в нем квартиры. Для этого он обратился к архитектору Струкову, хотя у того была подмоченная репутация: два возведенных им здания уже обвалились, одно из которых – церковь. Но, видимо, купец и архитектор сошлись в цене, и буквально за год был возведен семиэтажный дом. В одно прекрасное утро раздался страшный грохот, одна из стен полностью «сложилась» и засыпала кирпичами весь Калашный переулок. Велось долгое судебное расследование, в ходе которого выяснилось, что строительство проводилось в большой спешке, в результате чего была нарушена технология кладки кирпича. Архитектора посадили на шесть недель в заключение. А самого купца оштрафовали на 100 рублей (в современном выражении – около 150 тыс. руб.). Затем уже другие зодчие заново отстроили эту стену и возвели наверху башенку.

В 20-е годы прошлого века тут разместилась организация «Моссельпром», которая ведала переработкой сельхозпродукции, а также связывала между собой мукомольный, пивной заводы, Абрикосовскую кондитерскую фабрику и другие предприятия. Здесь в нижнем магазинчике все это и продавалось. В квартирах жили сотрудники Абрикосовской кондитерской фабрики, которая с 1922 года стала называться Бабаевской в честь председателя Сокольнического райисполкома Бабаева. А художники Степанова и Родчеко одну из стен расписали надписями: сигареты «Герцеговина Флор», шоколад, конфеты, пиво, дрожжи и знаменитый слоган Маяковского «Нигде кроме как в Моссельпроме», который прославил этот дом на всю Москву.

В 1930-е годы Моссельпром упразднили, дом покрасили в бежевый цвет, в здании разместился Наркомат обороны. После войны здесь жили генералы и герои Великой Отечественной. В 1990-е годы решили восстановить исторический облик сооружения, его перекрасили в голубой с красным и восстановили те самые надписи. Сейчас здесь квартиры, а внизу офисы. Например, не так давно там располагался офис певицы Надежды Бабкиной, а наверху была творческая мастерская Ильи Глазунова, которую унаследовали его дети: сын и дочь.

Дом во всех стилях

Дальше вверх по Калашному переулку в доме № 6 располагается посольство Нидерландов. Здание было построено в конце XIX века по проекту архитектора Щеглова для книгоиздателя Думнова, который снабжал Россию школьными учебниками. Он был человеком богатым, и когда архитектор спросил его, в каком стиле строить, он ответил: «Во всех, денег на все хватит».
В результате появился смешанный эклектичный стиль – наверху барокко, а окна украсили колоннами и полукруглыми фронтонами – это уже ренессанс.

Внутри все сохранилось в первозданном виде: и мраморные лестницы, и огромное венецианское зеркало, и витражи, и лепнина потолков. К сожалению, просто так попасть туда нельзя, но можно посмотреть всю эту красоту в интернете. Сам Думнов прожил здесь недолго, продал особняк инженеру Маркову, а себе купил дом в соседнем Малом Кисловском переулке, в котором, по иронии судьбы, сейчас располагается резиденция посла Швейцарии. Сразу после революции в этом здании был германский Красный Крест, затем уже посольство Нидерландов.

Хризантема над входом

Дом № 12 по Калашному переулку занимает японский посол. Его резиденция – красивое здание второй половины XIX века – построена известным архитектором Александром Каминским, который был зятем братьев Третьяковых, автором первого здания Третьяковкой галереи. А этот когда-то маленький ампирный особнячок принадлежал купчихе Сергеевой, которая, поездив по Европе, вернулась назад под впечатлением от поездки и заказала перестройку дома в этакий роскошный дворец. Он простирается глубоко внутрь, фасад его выполнен в стиле неогрек: пилястры вдоль малюсеньких окон, на фронтоне меандр – змейка из прямоугольников, еще выше – львиные головки и статуи на крыше, которые называются пальметты. Кстати, в Москве очень много особняков в греческом стиле.

После купчихи Сергеевой зданием владел знаменитый преподаватель консерватории Зверев, у которого жили «на пансионе» и учились будущие известные композиторы Кононов, Игумнов и Скрябин. После революции здесь был детский сад «Светлый путь», потом посольство Японии и, наконец, резиденция японского посла. Главный вход украшает бронзовый цветок хризантемы. Дело в том, что в Японии это очень почитаемое растение, которое, как они считают, приносит счастье и долголетие. 9 сентября японцы даже справляют праздник этого цветка, украшают свое жилье хризантемами и добавляют лепестки в напитки и различные блюда.

Еще в этом доме в 2009 году награждали орденом Восходящего солнца писателя Бориса Акунина, который перевел с японского на русский язык многих азиатских авторов, да и вообще, как известно, Япония – его любимая страна.

Балы и опера

Дом № 19/16 – красивое здание в старом русском стиле, но на самом деле в своем нынешнем виде оно построено в 2000-х годах. Сейчас здесь размещается театр «Геликон-опера», а раньше располагалась усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Главный усадебный дом сохранился, его можно увидеть, повернув направо, на Большой Никитской улице под тем же номером. Владелицей этой усадьбы была Анастасия Дашкова, которая любила устраивать музыкальные вечера и приглашать на них всю московскую знать. Многие вспоминали, как на этих вечерах прекрасно пела ее невестка – Екатерина Дашкова, близкая подруга Екатерины II. В 1768 году Анастасия Дашкова продала усадьбу генерал-аншефу Глебову, который поселился там вместе со своей женой, в девичестве Стрешневой. Собственно, фамилии тогда не меняли, поскольку они были очень старинные и аристократические. Генерал тоже любил устраивать обеды, на которые приглашал особ императорского дома, а также митрополита Московского и Коломенского Платона. В зале, где проходили эти званые обеды, и располагается сейчас фойе «Геликон-оперы».

Примерно через сто лет особняк перешел к племяннице Глебова и Стрешневой Евгении Федоровне фон Бреверн, которая вышла замуж за Михаила Шаховского, а так как у Глебовых-Стрешневых не было потомков по мужской линии, то их фамилии по государственному указу присоединили к фамилии Шаховского и получилась такая тройная: Шаховские-Глебовы-Стрешневы. Это были очень богатые люди, но в Калашном переулке они не жили, все залы сдавали в аренду, а под Москвой построили усадьбу Покровское-Стрешнево, где проводили лето. Зимой и весной большую часть времени находились в Европе, имея недвижимость в Италии и Германии. При этом они зачем-то построили в Калашном еще один бальный зал площадью 400 кв. метров, по периметру которого стоят 20 мраморных колонн. Сейчас это одна из сцен «Геликон-оперы».

Уже в наше время решено было построить еще один зал и сделать реконструкцию каретного двора. Чтобы попасть в него, надо пройти через красивое шатровое старое кирпичное крыльцо – его не стали ломать, а просто вниз прорыли котлован глубиной 23 метра, крыльцо осталось наверху, там же сделали и перекрытия, а на потолке горят, как звезды, стразы Сваровски. Зал называется «Стравинский». Он оснащен самой современной акустической аппаратурой. На его постройку и на реконструкцию усадьбы со стороны Большой Никитской улицы ушел 1 млрд рублей. Сегодня «Геликон-опера» – один из самых интересных и посещаемых театров столицы. За сезон здесь проходит более 300 спектаклей.

Теги: #