Вокзалы приближаются
Развитие железнодорожной инфраструктуры Москвы требует строительства не только дополнительных путей и платформ, но и новых вокзалов. Крупные пассажирские терминалы могут появиться в рамках реконструкции радиальных направлений железных дорог, запуска Московских центральных диаметров, строительства ВСМ и развития транспортного каркаса новой Москвы. Самыми перспективными проектами в настоящее время считаются вокзалы в ММДЦ «Москва-Сити» и на станции Карачарово.
В прошлом веке девять московских вокзалов считались главными транспортными воротами Москвы. Они принимали основной объем пассажиров, приезжающих из области и других регионов, и перераспределяли потоки: часть прибывших пересаживалась на метро, часть — на маршруты наземного транспорта. Сейчас эти функции отчасти взяли на себя периферийные станции метрополитена, построенные рядом с платформами пригородных железнодорожных направлений. Например, «Выхино» в сутки пропускает в 10 раз больше пассажиров, чем Ленинградский вокзал. Однако городские вокзалы по-прежнему остаются начальными и конечными пунктами для всех электричек. Кроме того, только там обслуживаются поезда дальнего следования.
В настоящее время столичные власти совместно с РЖД рассматривают возможность строительства таких терминалов в рамках реконструкции радиальных направлений железных дорог, запуска Московских центральных диаметров, строительства ВСМ и развития транспортного каркаса новой Москвы. По словам начальника Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Виталия Вотолевского, одним из обсуждаемых вариантов является создание нового вокзала в районе делового центра «Москва-Сити». «Развитие вокзалов в Москве рассматривается в комплексе — и с точки зрения высокоскоростных магистралей, и с точки зрения роста объема движения по направлению центр — юг, — заявил чиновник, выступая на транспортном форуме в Сочи. — Исходя из этого, мы одновременно анализируем несколько опций. Это дальнейшее серьезное развитие Павелецкого вокзала, а также возможность строительства нового вокзала в районе «Сити».
Рядом с деловым центром в настоящее время проходят две железные дороги — Смоленское направление (платформа Тестовская) и МЦК (станция Шелепиха). Столичные власти уже заявляли, что Шелепиха в перспективе станет крупным железнодорожным узлом, частично выполняющим функции вокзала.
По его словам, это позволит разгрузить железнодорожный трафик на Белорусском и Савеловском вокзалах, куда сейчас прибывают и пригородные маршруты, и поезда дальнего следования (а в перспективе также будут прибывать экспрессы, следующие по МЦД). Уже сегодня «Москва-Сити» является одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) столицы, объединяющим две радиальные линии метро, БКЛ, МКЦ и железную дорогу. Новый вокзал в его составе можно строить без ущерба для комфорта и удобства пассажиров, однако окончательное решение, по словам Вотолевского, пока не принято.
Еще один не менее перспективный проект связан с развитием ТПУ «Рязанская» на юго-востоке Москвы. Он объединит две станции метро с общим названием «Нижегородская» (одна — в составе Кожуховской линии, вторая — Большой кольцевой), станцию МЦК и платформу Карачарово, которую сейчас строят на новом месте — поближе к железнодорожному кольцу и подземке. «Когда РЖД завершит строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, вполне возможно, что поезда будут останавливаться и на платформе Карачарово. В Москве появится еще один вокзал», — говорил мэр Москвы Сергей Собянин. Правительство РФ включило ВСМ «Москва — Казань» в план крупнейших инфраструктурных строек, который 11 октября был одобрен на совещании у президента Владимира Путина. По замыслу железнодорожников, магистраль протянется на 770 километров. Среднее время в пути от Москвы до Казани составит примерно 3,5 часа. Предполагается, что ТПУ «Рязанская» разгрузит Курский вокзал и центральные станции метрополитена — «Курскую» Кольцевой линии, «Курскую» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии.
Строительство новых вокзалов может также потребоваться при реализации проекта создания Московских центральных диаметров. В качестве возможных вариантов их размещения рассматриваются остановочные пункты Царицыно и Каланчевская. Но есть и более масштабные планы, связанные с организацией зонных (конечных) станций — а по сути мини-вокзалов — на всех радиальных железнодорожных направлениях, кроме Ярославского. «Часть поездов, включая поезда дальнего следования, могли бы останавливаться на этих станциях, чтобы пассажиры пересаживалась на метро, пригородные электрички или наземный транспорт», — поясняют проектировщики. В частности, мини-вокзал в составе ТПУ «Петровско-Разумовская» (в случае одобрения проекта) предлагается приспособить в том числе для остановки скоростных «Сапсанов».
В рамках развития транспортного каркаса новой Москвы, по словам главы департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, планируется построить два вокзала. Один — на Киевском направлении в деревне Санино, другой — на Курском в деревне Старосырово. «От них пойдут параллельные ветки дороги, для того чтобы увеличить количество электричек и сократить интервал между ними. На этих линиях будут дополнительные станции. Кроме того, у вокзалов построим транспортно-пересадочные узлы. Проект рассчитан на оптимизацию потоков жителей, которые едут в центр города», — рассказывал чиновник в одном из интервью. Пока оба проекта находятся в стадии разработки. Строиться они будут в рамках программы РЖД, а городские власти подведут к новым вокзалам подъездные пути. В Санино, по словам Жидкина, через железнодорожные пути уже проходят дорога и эстакада, в Старосырово планируется сделать то же самое.