Выздоровлению подлежит
Ховринская больница – один из самых известных долгостроев столицы. За тридцать с лишним лет здание, пугавшее горожан пустыми глазницами окон, обросло легендами и преданиями о духах и привидениях. Но этому скоро придет конец: на его месте планируется построить жилой комплекс площадью 345 тыс. кв. метров. Уже осенью предполагается начать снос здания, о чем сообщил на днях руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв. С историей и перспективами «заслуженного» долгостроя ознакомился корреспондент «МП».
Несбывшиеся надежды
Большинство построек СССР 80-х годов не отличались архитектурной оригинальностью и зачастую были похожи друг на друга как две капли воды. Ховринская больница в этом списке – счастливое исключение. Над ее проектом трудилась команда известных советских архитекторов, среди которых Игорь Ядров, Алида Саукке, Ирина Косникова. Проект здания был создан по канонам модного в то время в Европе архитектурного направления – брутализма, в основе которого смелые крупномасштабные композиции. Сама постройка должна была представлять собой трехлучевую звезду с шестью разветвлениями на концах. При взгляде на нее сверху она напоминала разработанный американцами международный символ биологической опасности Biohazard.
Строительство медицинского кластера из 10 корпусов на 1,3 тыс. койко-мест началось в 1980-м, в год Олимпиады (для сравнения, крупнейший в столице НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского может сегодня принять на стационарное лечение не более 1 тыс. больных). Под стать летним Олимпийским играм будущий центр здоровья должен был удивить неискушенных советских граждан не только грандиозными размерами, но и высококвалифицированным персоналом и самым современным медицинским оборудованием. Больница рассчитывала на статус одной из лучших в стране. При этом спальный район Ховрино для ее строительства был выбран не случайно – прежде здесь не было ни одной больницы. Эзотерики и народная молва утверждают, что на месте здания когда-то находилось кладбище, поэтому судьба медучреждения сложилась незавидная. Но историки-москвоведы говорят, что все это расхожие легенды, поскольку фундамент постройки заложили на месте бывшей болотистой свалки, через которую когда-то протекала река Лихоборка. Речушку еще раньше заключили в трубу, а болото перед началом работ осушили.
В 1985 году в отстроенные корпуса начали завозить сантехнику, мебель и оборудование, вешать таблички на кабинеты. Однако в этом же году строительство комплекса было приостановлено, а в 1992-м стройку заморозили окончательно.
Внятных версий остановки строительства нет. Основная – начавшееся постепенное обводнение территории. Как следствие – просадка грунта и неравномерная осадка здания, подвалы которого стали затапливаться водой, а в стенах появились трещины. Среди версий высказывалась и нехватка финансирования. Это тоже вполне возможный вариант, поскольку, по мнению специалистов, внесение изменения в проект и дополнительные работы потребовали дополнительных денежных вливаний, а их у занятого перестройкой государства на тот момент не было.
Однако в 2004 году затеплилась надежда на продолжение строительства, так как завершился многолетний имущественный спор между федеральным государственным унитарным предприятием «ВПК-Технотэкс», претендовавшим на здание, и департаментом имущества Москвы. Спор выиграл город. По распоряжению правительства Москвы от 23 ноября 2004 года предполагалось «возобновить работы по укреплению существующих конструкций и дальнейшее строительство объекта». Однако и эти планы не были реализованы.
В 2012 году Мосгосстройнадзор включил Ховринскую больницу в перечень объектов, строительство которых нецелесообразно: к тому моменту постройка уже не подлежала восстановлению. По итогам экспертизы общая готовность объекта составляла 42%, а его износ – 65%.
На месте больницы – жилье
В 2012 и 2013 годах город дважды выставлял недостроенный объект на аукцион, но торги оба раза объявляли несостоявшимися, так как потенциальных инвесторов отпугивали затраты на снос больницы. В результате в конце 2016 года правительство Москвы объявило о решении ликвидировать здание за счет города, а в апреле 2018-го председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская заявила, что после сноса Ховринской больницы на ее месте появится общественно-жилая застройка. «Строительство домов в рамках реновации на этой территории не предполагается, поскольку район Ховрино не вошел в программу. Однако окончательное решение по их возведению примут жители ближайших сносимых пятиэтажек», – сказала глава комитета.
Дело в том, что здание больницы расположено на границе с районом Западное Дегунино, где есть попавшие под реновацию дома. Столичные власти не исключают, что их жильцы захотят переехать в современные квартиры в соседнем районе. А в начале июня глава стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин сообщил, что проект демонтажа больницы полностью готов и прошел экспертизу. По этой причине новое строительство на месте больницы начнется не раньше будущего года. На освободившихся землях планируется построить жилой комплекс площадью 345 тыс. кв. метров с подземной парковкой. Ранее глава департамента строительства сообщал, что его будут вводить в эксплуатацию двумя-тремя очередями в 2020–2021 годах.
Край чудес
Постапокалиптический вид здания возбуждает профессиональных экстремалов, как магнит притягивает к себе любителей острых ощущений и молодежь с незрелой психикой – школьников и студентов, неформалов, сталкеров, пейнтболистов и людей, занимающиеся исследованием заброшенных или полуразрушенных зданий. Здание было включено в неофициальный список самых страшных недостроев мира. В его стенах даже сняли псевдодокументальный фильм ужасов «Ховрино. Блог из преисподней», который вышел в прокат в 2017 году и основан якобы на реальных событиях.
Больница стала местом регулярных учений МЧС и промышленных альпинистов, а зимой в одном из подвалов здания организуется экстремальный каток. Здесь же в начале нулевых годов проводили свои тренировки бойцы ныне запрещенной ультраправой группировки. Полюбили объект и художники-граффити. Одна из надписей, которую они сделали, гласит: «Больница эта – край чудес, зашел в нее – и там исчез».
К 2017 году часть корпусов ХЗБ (Ховринской заброшенной больницы) ушли под воду на несколько метров. По сторонам проходов зияют глубокие провалы, на этажи ведут лестницы без перил с крошащимися ступеньками, под ногами – обломки кирпичей и согнутые арматурные штыри. Такая же арматура раскачивается под осыпающимся потолком, а в бывших капитальных стенах – проломы. «Тонизируют» психику и шахты лифтов – дыры посреди темных коридоров, у которых нет ни ограждений, ни дна.
Завсегдатаи, знающие здание как свои пять пальцев, собирают с посетителей по 100–200 рублей и устраивают экскурсии, приправленные местными легендами. Похоже, что этому неофициальному бизнесу местных «сталкеров» приходит конец.