С батареей наперевес: почему москвичи отказываются от традиционных автомобилей
Недавно эксцентричный глава Tesla Илон Маск пообещал выпустить бюджетный электромобиль уже через три года. Пока автомобили, сходящие с конвейера в калифорнийском Фримонте, стоят в США около $64 тысяч. Чтобы достичь желаемой цели в $25 тысяч, команде Tesla предстоит работать «по-настоящему упорно», уверен Маск. По его словам, необходимы технические нововведения, всесторонняя экономия и расширение производства.
Первые результаты видны уже сейчас. Во втором квартале 2018-го компания сумела произвести в два раза больше машин, чем годом ранее – 53 тысячи. А осенью 2017-го был официально презентован электрогрузовик Tesla Semi, чье серийное производство начнется в следующем году. Так что пока главные угрозы для компании – это необдуманные заявления самого Маска в Твиттере и его эксперименты с легкими наркотиками, которые вмиг могут обрушить котировки акций компании.
На московских дорогах электромобили пока еще редкость. Но снижение цены может изменить положение дел. Если, конечно, сам рубль останется на плаву.
Как ни странно, больше всего электромобилей в Приморье – 600. В Москве и области – около 500. Вероятная причина в том, что большая часть эксплуатируемых в России электромобилей – до 70% — это японские Nissan Leaf. Всего же, по данным «Автостата», в стране зарегистрированы автомобили семи брендов. Кроме перечисленных, это BMW, Lada, Mitsubishi, Renault и Think.
Чтобы поддержать немногочисленных владельцев электрокаров, государство предусмотрело ряд льгот. Например, этим автомобилям положена бесплатная парковка, также можно пользоваться платными трассами и выделенными полосами. Чтобы электрокар всегда был на ходу, в Москве оборудовано около трех десятков общественных зарядных станций. Впрочем, у некоторых электрозаправки есть в подземном паркинге на работе, дома и в гараже.
Что касается общедоступных, то в столице они устанавливаются в рамках партнёрских программ Департамента транспорта и энергетических компаний. До конца года планируется подключить в общей сложности 150 новых точек. Расположат их на платных парковках и пока пользоваться ими можно бесплатно.
В Москве оборудовано около трех десятков общественных зарядных станций
Впрочем, зачастую одним электрокаром мало кто ограничивается, а традиционные все равно используются — в основном для дальних поездок. Потому чем дальше шагнёт развитие инфраструктуры для электромобилей и чем доступнее станет цена самого транспорта, тем меньше мы будем удивляться, уже в который раз увидев этот современный автомобиль на городских дорогах.
Экспертное мнение
«Мировую известность Tesla получила после выпуска своей второй модели — Model S, — рассказывает Василий Пановицын, управляющий партнер компании «Электромобили». — Именно у машин этой марки самый большой запас хода (450 км). А до 100 км/ч они разгоняются за 3,5 сек. Но нужно помнить, только чтобы ввезти электромобиль Tesla на территорию России, придётся заплатить от $12 тысяч до $22 тысяч. Многих москвичей это не останавливает, а желание иметь комфортный и современный автомобиль становится определяющим.
Есть и более дешевый сегмент электромобилей: Nissan, Leaf, Renault, Ford, Mercedes, Kia, Hyundai, Fiat, Chevrolet, BMW. Но кроме BMW и Renault в Россию через официальных дилеров они не поставляются, а даже те фирмы, которые поставляют их в Россию, абсолютно не занимаются их пиаром и завозят поштучно. В салоне они стоят около 3 миллионов, а спустя три-пять лет — уже 500 тысяч рублей за праворульный Nissan, и 1-2 миллиона за авто из Европы и Америки».
Отзывы владельцев
Ничего нет удобнее электрической машины в нашем городе в трёх случаях: если ты живёшь на нижних этажах и можешь подогнать под окна машину, а затем протянуть шнур с улицы к домашней розетке, или есть гараж с зарядным местом, ну либо рядом с офисом можно зарядиться. Электрозарядки, которые пока расположены на парковках Москвы — не скоростные. Весь процесс занимает 8-9 часов, и это, конечно, неудобно.
Мы с другом уникальные владельцы одного электромобиля на двоих — в России больше нет таких. А Tesla — это будущее автомобильного транспорта, которое наступает уже сейчас, и, конечно, к этому хочется прикоснуться своими руками. Пока сам не опробуешь, не поймёшь, насколько это удобно. Когда мы покупали, было страшно: как этим пользоваться, все ли устроит. Но сейчас уже год прошёл с момента покупки, и ездим с диким удовольствием. Машина идеальной развесовки, что немаловажно. Её батарейка находится в днище — полностью между передними и задними колёсами — и это основная масса. У неё низкий центр тяжести, и поэтому рулить тоже идеально. Она бесшумна и молниеносно ускоряется и тормозит. Прошлую зиму мы ездили на Тесле без гаражного хранения, и все было отлично. Не страшен ей ни снег, ни мороз.
Кстати, очень часто дети бурно реагируют, когда видят электромобиль. Если стоишь и заряжаешься в Москве на скоростной зарядке, то из машины торчит будто хвост, который тянется к зарядному шкафу. Это и удивляет детей — подходят, спрашивают. А ещё очень позитивно реагируют сотрудники ГИБДД. Останавливают машину, как правило, только для того, чтобы спросить: «Ну как, нравится?»
Я выбрала Теслу, потому что это самый красивый автомобиль — как снаружи, так и внутри. Очень экологичный, тихий, почти бесшумный. И мне кажется, что в 21 веке человек должен быть более осознанным, заботиться об окружающей среде и поддерживать производителей электрокаров. Пять лет назад я покупала Tesla model S, а сейчас у меня model X. Выгода в обслуживании электромобиля существенная. Нет двигателя, не нужно покупать масла и тому подобное. Тесла сама себя перепрошивает — один раз в квартал примерно. Поэтому из затрат только смена зимней резины, и периодическое ТО. Я езжу уже пятый год, и до сих пор это Вау-эффект для окружающих. Все останавливаются, улыбаются, знакомятся.
Автолюбители признаются, что отказаться от электромобиля и перейти обратно на бензин или дизель — невозможно. Привыкаешь к удобству, а следить за количеством заряда получается автоматически, поэтому казусов на дороге не случается.
Я один из первых владельцев электромобиля Tesla в Москве, он у меня уже 5 лет. Для человека, живущего в загородном доме и со своей зарядкой этот вариант близок к идеальному. Машина отличная, зарядки хватает минимум на 300 км, часто и больше — в зависимости от стиля вождения. Что забавно, люди на машину и 5 лет назад реагировали как на диковинное чудо, и сейчас так же. Редко бывает, что я проезжаю по городу, и за целый день со мной никто не заговорил и не сфотографировал автомобиль.