Такого размаха столичная подземка еще не знала
Отличительной особенностью программы является формирование нового Третьего пересадочного контура – второго кольца, – который позволит значительно разгрузить пассажиропоток на центральных участках линий и дать развитие прилегающим территориям. Этот проект – самый масштабный за всю историю московского метростроения, который уже активно реализуется. Протяженность второго кольца метро составит 61 км, на нем будут 17 пересечений с радиальными линиями метро, семь пересечений с радиальными направлениями железной дороги и два пересечения с МКЖД.
Чтобы эти планы воплотить в жизнь, городские власти задействовали все возможные ресурсы. На объектах строительства сейчас занято 35 тыс. человек. Проходку в тоннелях ведут более 20 щитов (в 5 раз больше, чем 2010 году).
С 2011 по 2015 год было построено почти в 1,5 раза больше станций и километров метрополитена, чем за предыдущую пятилетку. За один только прошлый год удалось создать колоссальный задел для ввода новых объектов на ближайшие три года: порядка 60 км линий, 35 станций и шесть депо. Это позволит уже с 2016 года вводить в эксплуатацию по 20 км линий и по 10 станций. Это настоящий рекорд, никогда Москва еще столько километров метро в год не сдавала.
Кроме того, власти столицы реализуют еще один крупный проект – строительство пассажирского пути на Малом кольце Московской железной дороги, который планируется запустить в сентябре 2016 года и интегрировать в работу метрополитена.
МКЖД
В сентябре 2016 года планируется запустить пассажирское движение на Малом кольце Московской железной дороги. Фактически МКЖД станет еще одним кольцом метрополитена с той лишь разницей, что пройдет оно на поверхности земли. Планируется размещение 31 остановочного пункта с пересадками – как на станции подземки, так и на платформы радиальных направлений железной дороги.
«Ласточка»
1 октября этого года между Ленинградским вокзалом и станцией Крюково в Зеленограде были запущены новые комфортные поезда «Ласточка», опробованные в Сочи во время Олимпиады. Вместе с обычными электричками, которые работали тут и раньше, они позволили создать так называемое наземное метро. Интервалы между электричками сократились до нескольких минут в часы пик.
«Борисово»
Станция «Борисово» открылась 2 декабря 2011 года в составе пускового участка «Марьино» – «Зябликово». Она расположена на южном радиусе Люблинско-Дмитровской линии. Строительство велось с 1993 по 1996 год, потом было заморожено и возобновлено через 12 лет – в 2008 году. «Борисово» – станция мелкого заложения, расположенная на глубине 9 метров.
«Шипиловская»
Открытие состоялось 2 декабря 2011 года в составе пускового участка «Марьино» — «Зябликово». 184-я станция Московского метрополитена.
«Зябликово»
Открытие состоялось 2 декабря 2011 года. «Зябликово» – конечная станция южного радиуса Люблинско-Дмитровской линии.
«Новокосино»
Открытие состоялось 30 августа 2012 года. «Новокосино» – конечная станция Калининско-Солнцевской линии. Строительство велось с осени 2009 года. Один из выходов расположен на территории подмосковного Реутова.
«Алма-Атинская»
Открытие станции состоялось 24 декабря 2012 года. Она стала 187-й станцией Московского метрополитена. «Алма-Атинская» – конечная станция южного радиуса Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
«Пятницкое шоссе»
Конечная станция северо-западного радиуса Арбатско-Покровской линии, расположенная в районе Митино. Строительство началось в июне 2011 года. Открытие состоялось 28 декабря 2012 года.
«Лермонтовский проспект»
Станция открыта в составе участка «Выхино» – «Жулебино» 9 ноября 2013 года. В будущем «Лермонтовский проспект» станет пересадочной станцией с «Косино» Кожуховской ветки. Расположена за МКАД.
«Жулебино»
Станция открыта 9 ноября 2013 года. До 21 сентября 2015 года являлась конечной на фиолетовой ветке. Метро в районе Жулебино было запланировано еще 1980-х годах, но проект долгое время оставался только на бумаге.
«Деловой центр»
Станция открылась 31 января 2014 года. Глубина залегания некоторых участков перегона «Парк Победы» – «Деловой центр» составляет около 90 метров. Это рекорд для московского метро.
«Парк Победы»
«Парк Победы» – кросс-платформенный пересадочный узел, состоящий из двух идентичных в конструкциях, но разных в оформлении залов. Открылась 31 января 2014 года. Открытие второго пути ожидается в конце 2016 года.
«Лесопарковая»
Открытие состоялось 27 февраля 2014 года. Рядом со станцией нет жилых районов, однако решение о ее строительстве было принято в связи с перспективами развития города. Глубина заложения – 10 метров.
«Битцевский парк»
Открытие состоялось 27 февраля 2014 года. «Битцевский парк» – конечная станция Бутовской линии Московского метрополитена. Построена параллельно станции «Новоясеневской», с которой она образует пересадочный узел.
«Спартак»
Открытие состоялось 27 августа 2014 года. В непосредственной близости от нее располагается стадион футбольного клуба «Спартак», на котором в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира.
«Тропарево»
Станция была открыта 8 декабря 2014 года и стала 196-й станцией Московского метрополитена. На данный момент «Тропарево» является конечной на Сокольнической ветке. Глубина заложения – 12 метров.
«Котельники»
Станция открылась 21 сентября 2015 года. «Котельники» являются конечной на Таганско-Краснопресненской линии. Единственная станция метро, которая имеет выходы сразу в три города: Москву, Котельники и Люберцы.
«Румянцево»
Строящаяся станция на Сокольнической ветке метро. Завершение ее строительства планируется до конца года. Для пассажиров откроется в 2016 году.
«Саларьево»
Строящаяся станция, которая будет конечной на Сокольнической линии. Для пассажиров откроется в 2016 году. Станет 200-й станцией московского метро.
«Технопарк»
Возводится на открытом участке Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Коломенская». Обеспечит транспортную доступность территории ЗИЛа. Задел для сооружения станции был оставлен на перегоне еще при его строительстве. В советское время планировалось назвать станцию «Парк имени 60-летия Октября», но тогда она в силу разных причин так и не была построена. Открытие планируется в конце 2015 года.