Еда вместо зрелищ
На прошлой неделе были подведены итоги конкурса на разработку концепции редевелопмента кинотеатров «Варшава» и «Восход». Обновленными они предстанут перед москвичами уже в 2018 году. Также до конца 2018 года компания ADG Group планирует модернизировать и остальные 37 кинотеатров, которые город продал с аукциона прошлой зимой.
Конкурс стартовал 6 ноября по инициативе ADG Group совместно с Москомархитектурой. Участвовать в нем могли как российские, так и зарубежные архитектурные компании. От архитектурных бюро из 8 стран мира пришло порядка 70 заявок. Шорт-лист финалистов определился 26 ноября. В него вошли пять команд. На прошлой неделе они представили свои идеи в рамках публичной презентации в Музее современного искусства GARAGE. После чего были названы авторы лучших предложений по каждому кинотеатру. В номинации «Концепция редевелопмента кинотеатра «Восход» лучшей стала концепция «Игры обмена» российско-голландского бюро SVESMI. В отношении «Варшавы» мнения жюри разделились, первенство досталось двум командам – SVESMI и консорциуму «Спектрум» + EMBT + А2ОМ.
«Перед конкурсантами стояла нетривиальная, двойная задача – совместить новую программную модель кинотеатра и архитектурно-планировочное решение», – пояснил Сергей Георгиевский, руководитель организационного комитета конкурса, директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР». Архитекторы предлагали превратить кинотеатры в рынки, дворы, центры здорового образа жизни или гастрономии.
Победила идея рынка и еды. Архбюро SVESMI предложило для «Восхода» и «Варшавы» единую концепцию, которую авторы назвали «Игры обмена». «Наш подход – представить корневую функцию, которая генерировала бы смысл и энергию. Такой функцией стал рынок, где люди могли бы не просто делать покупки, а проводить время», – рассказал автор проекта Александр Свердлов. Он привел в пример Markthal в Роттердаме – жилой дом, построенный вокруг рынка еды, – в первый же месяц рынок привлек миллион посетителей.
Здание кинотеатра «Восход» архитекторы предложили выполнить в одном объеме с подиумом в виде круглой платформы. На первом этаже, под балконом, по мысли авторов, пространство отдается под коммерческие функции, в центре здания возникает рынок на легких передвижных прилавках. Прототип – шекспировский театр. На балконе – столовая в стиле 60-х годов. Также проектом предусмотрен зал – универсальная городская гостиная. Снаружи она представлена как большое светящееся окно, которое создает эффект присутствия в районе нового культурного центра.
«Кинотеатр «Варшава» – образец рафинированной модернисткой архитектуры, но сейчас он выглядит уныло», – отметил представитель архбюро SVESMI. Авторы проекта предложили восстановить главный стеклянный фасад и увеличить площадь остекления за счет добавления высоты фасада. Попасть в здание можно будет с двух уровней, на первом этаже разместится рынок, на втором – рестораны, на третьем – «детская крыша».
Второй победитель – «Спектрум» + EMBT + А2ОМ – предложил вместо кинотеатра «Варшава» сделать «общественный центр с сильной гастрономической функцией» и центр любителей фантастики Станислава Лемма. «Мы предложили демонтировать почти все кинозалы, сохранив лишь один, который сейчас является пабом. Концепция – люди едят, пьют и смотрят кино», – рассказали авторы. Центр научной фантастики имени Станислава Лемма сможет стать точкой притяжения для любителей этого жанра со всего города. «Если бы такой центр появился, было бы здорово, это самая яркая идея», – сказал Александр Острогорский, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, преподаватель архитектурной школы «МАРШ».
Не менее интересными были идеи и других конкурсантов. «Мы были приятно удивлены глубиной проработки большинства проектов как в архитектурных решениях, так и в вопросах программирования пространств. Нам крайне важно, чтобы «Варшава» и «Восход» стали не просто экономически состоятельными объектами, но и вернули себе роль центров социализации своих районов», – отметил Григорий Печерский, управляющий партнер ADGgroup, руководитель проекта реконструкции 39 московских кинотеатров. Он рассказал, что проектные работы ведутся и в других кинотеатрах, в частности в «Софии». По его словам, все 39 зданий предстанут полностью преображенными к концу 2018 года. «Сам факт этого конкурса очень важен, хотя масштаб и не так велик. Создание культурных центров нового формата в периферийных районах, их функциональное наполнение и программирование является принципиальной задачей сегодняшнего времени. Это ответственная работа и с социальной точки зрения», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.