Бархатный путь голубого вагона
Старую добрую Кольцевую линию метро ждут перемены. Ее инфраструктуру полностью модернизируют, что позволит сократить интервалы между поездами и сделать движение вагонов более плавным и комфортным для пассажиров. На перегоне между «Новослободской» и «Проспектом Мира» построят новую станцию «Суворовская», с которой будет организована пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию.
В последнее время основные новости связаны со строительством Большой кольцевой линии метро. Однако и старое Кольцо, любимое москвичами и гостями города, не забыли. Столичные власти планируют масштабную модернизацию коричневой ветки протяженностью 19,4 км, первый участок которой был открыт в далеком 1950 году. Двенадцать станций, каждая из которых является памятником архитектуры сталинского ампира, она не затронет. А вот все, что связано с тоннелями и организацией движения, ждет серьезное обновление. «Мы поэтапно обновим системы, которые задают маршруты поездов, управляют стрелками и светофорами», – написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, работы продлятся три года.
Основная новация связана с заменой пути: для снижения шума и вибрации рельсы будут укладывать по бесстыковой технологии. Такой путь, напомнил градоначальник, называют «бархатным». Метод используют в Московском метрополитене с 2012 года, причем параллельно на разных участках нескольких веток. Сразу бросить все силы на одну линию нельзя, потому что ночью, когда ведутся основные работы, в подземке курсируют хозяйственные поезда, выполняющие текущее обслуживание: уборку, развоз рабочих, материалов и т.д. Рельсы без стыков уже есть на Солнцевской, Филевской линиях метро и МКЦ, а также на центральных участках веток, расположенных внутри Кольцевой линии. В частности, на Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой, Сокольнической, Серпуховского-Тимирязевской и Арбатско-Покровской. И вот теперь очередь дошла до самого Кольца. Работы, по словам Собянина, будут вестись днем и ночью, но полностью движение не остановится. Да это и невозможно, ведь Кольцом ежедневно пользуются 650 тыс. человек. Кроме того, все 12 станций являются пересадочными: коричневая ветка соединяет большинство линий метрополитена (кроме Солнцевской, Бутовской и Некрасовской) и семь из девяти железнодорожных вокзалов Москвы (кроме Рижского и Савеловского). Бесстыковой путь можно укладывать только при снятии напряжения с контактного рельса. Таковы нормы безопасности.
«После реконструкции поезда на Кольцевой линии начнут ходить чаще. Интервалы движения между ними сократятся на 10–15%, в вагонах станет свободнее», – сообщил Сергей Собянин. В метрополитене также отмечают, что новые технологии сохраняют долговечность рельсов и шпал. Кроме того, бесстыковой путь требует меньших затрат на текущее обслуживание и ремонт. К концу 2021 года эту технологию планируется применить на протяжении 590 км – это 80% от развернутой длины главных путей. Пассажиры, говорят специалисты, сразу ощутят результат этой работы: они перестанут слышать стук колес, а качание «голубого вагона», о котором поется в широко известной детской песенке, уйдет в прошлое. В мэрии также отмечают, что в перспективе модернизация Кольцевой линии позволит запустить на ней беспилотное движение поездов. По предварительным оценкам, это станет возможно примерно через пять лет.
Помимо обновления инфраструктуры на Кольце впервые с момента запуска начнется сооружение новой станции. Такая возможность была предусмотрена еще на этапе строительства, когда на перегонах между станциями «Таганская» и «Курская», «Новослободская» и «Проспект Мира», «Киевская» и «Краснопресненская» сделали специальные заделы. Два задела, по всей видимости, так и останутся неиспользованными. А вот между «Новослободской» и «Проспектом Мира» планируется сооружение станции «Суворовская» с пересадкой на «Достоевскую» Люблинско-Дмитровской линии.
«Сейчас мы ведем проектные работы по этой станции метро. Это очень сложный проект, необходимо минимизировать влияние строительства на движение поездов», – говорит глава стройкомплекса Андрей Бочкарёв. У «Суворовской» будет выход к Театру зверей им. Дурова, в сторону спорткомплекса «Олимпийский», который сейчас находится на реконструкции. По словам Бочкарёва, сами строительные работы метростроевцы смогут выполнить быстро. Но нужно тщательно просчитать все возможные проектные и инженерные решения.
Напомним, что проект планировки станции «Суворовская» был утвержден горадминистрацией еще в 2012 году. Однако из-за технических сложностей и высокой стоимости от его реализации впоследствии отказались, а начавшиеся выработки грунта законсервировали. Вновь решение о строительстве станции было принято в прошлом году – об этом Сергей Собянин сообщал в Twitter. Возобновление проекта в стройкомплексе связывают с активным развитием района и увеличением нагрузки на действующие станции. Кроме того, Люблинско-Дмитровская линия сейчас не имеет пересадки на Кольцо на севере. Это создает неудобства для пассажиров, которым приходится делать большой крюк.