Директор Москино: «Мы не знаем, что будет с кинотеатрами завтра, а пока переводим свои программы в онлайн» - Московская перспектива

Директор Москино: «Мы не знаем, что будет с кинотеатрами завтра, а пока переводим свои программы в онлайн»

Директор Москино: «Мы не знаем, что будет с кинотеатрами завтра, а пока переводим свои программы в онлайн»
Директор Москино: «Мы не знаем, что будет с кинотеатрами завтра, а пока переводим свои программы в онлайн»
Три года назад Светлана Максимченко была назначена на должность гендиректора Москино. За это время разрозненные городские кинотеатры, находившиеся на балансе города, превратились в единую сеть под общим брендом, посещаемость выросла в два раза, была сформирована новая репертуарная политика. О том, как превратить россыпь районных кинотеатров в модную городскую институцию и что происходит с Москино сегодня, Светлана Максимченко рассказала в интервью «МП»
17 марта вы приостановили работу всех кинотеатров сети Москино в связи с эпидемией короновируса. Что, на ваш взгляд, ждет индустрию кинопроката дальше?

Ни у кого нет ответа на этот вопрос, так как мы не знаем продлятся ли ограничения до 10 апреля, как обозначено в указе мэра от 16 марта, будут ли они ужесточены или, наоборот, ослаблены. Каким будет дальнейшее распространение инфекции и как оно повлияет в целом на жизнь горожан. Ни у кого нет ответа на этот вопрос, поэтому наше планирование на сегодня измеряется сроком от одного дня до одной недели. Пока мы переводим наши специальные проекты в онлайн, ведем каналы в социальных сетях и продолжаем показывать зрителям хорошее кино и рассказывать о нем в уже новых форматах.

MKyMognz8TA.jpg

Вы пришли в Москино в конце декабря 2016 года. На что вас позвали?

Пригласили заняться неким учреждением кинопроката с неочевидными результатами, немалыми долгами, плохой репутацией и непонятным смыслом для города. Наверное, даже желанием закрыть их или кому-нибудь продать. Долгов было больше чем на 25 миллионов, долги были перед всеми. Репутация на рынке соответствующая.Физически и морально, по дизайну и технологиям, городские кинотеатры к тому моменту устарели. И не было единой политики развития: у каждого управляющего кинотеатром было свое представление о прекрасном. По сути кинотеатры не управлялись как сеть. Мы их объединили в единую сеть Москино — с новым брендом (ребрендинг запустили в конце 2017 года), с новым программированием и единым репертуарным подходом, с новой концепцией специальных проектов, с новым дизайном и новыми технологиями в кинотеатрах. В общем, за три года мы полностью перезапустили сеть. Кроме того, если раньше Москино только управляло кинотеатрами, то с моим приходом мы начали заниматься вопросами поддержки кинопроизводства.
В 2018 году мы впервые провели конкурс на Приз мэра за лучший образ Москвы в кино. В первый год первое место получила Анна Меликян за фильм «Про любовь». В 2018 году по поручению мэра мы начали работу по содействию киносъемкам в городе — организовали работу Московской кинокомиссии. За два года мы помогли провести больше 900 киносъемок. Наша задача — снижать административные барьеры. Мы помогаем кинопроизводителям согласовывать локации, перекрытия, даем рекомендации по организации киносъемок в городе.

Москино Факел фасад.jpg

Сколько стоили реформы Москино городскому бюджету?

Перезапуск городской сети был по нескольким направлениям: реберендинг сети и ее консолидация, обновление репертуарной политики, локальные ремонты и новые интерьерные решения. План модернизации сети мы утвердили летом 2017 года, к концу 2017-началу 2018 приступили к реализации. Два года у нас шли ремонты. Мы обновили фойе, сделали открытые кассы ресепшн вместо советских окошек, поменяли интерьеры, везде открыли кофейни вместо несъедобных буфетов, обновили оборудование в кинозалах (на самом деле модернизацию оборудования и замену кресел еще продолжаем). В числе прочего сняли пыльные шторы, убрали аквариумы и уродливую мебель, цветы в горшочках. Конечно, это косметика — на самом деле есть потребность в капитальных ремонтах, модернизации инженерных сетей. На несколько кинотеатров сейчас разрабатываем документацию на проведение серьезных капитальных работ — с увеличением количества кинозалов, модернизацией инженерных коммуникаций. Это планы на ближайшие два-три года. Если говорить про стоимость, то текущие локальные ремонты стоили от 5 до 15 миллионов рублей. Капремонты обойдутся в 50 млн и более (а с новым курсом рубля пока непонятно вовсе). Сейчас существенно вырастут в цене и материалы для всех ремонтов, и главное — кинооборудование. Но все таки у нас маленькие кинотеатры, в ином случае суммы были бы совсем другими. Капремонт планировали провести для начала в четырех кинотеатрах: в «Москино Звезда» (Курская), «Мосино Факел» (Шоссе Энтузиастов, у выхода из метро Авиамоторная), «Москино Юность» (Октябрьское поле) и «Москино Спутник» (Лефортово, у нового выхода из метро). Сейчас их проекты находятся в экспертизе и на согласовании. Еще несколько площадок под вопросом, пока без проектных решений. Наше хозяйство — сплошь старый фонд, который требует ремонта: вентиляционные и инженерные сети не ремонтировались десятилетиями. Кстати, деньги на реформы не все бюджетные,большая часть средств на текущий ремонт идет от нашей коммерческой деятельности: доходов от продаж билетов, работы кафе и проведения мероприятий. Ребрендинг, интерьеры — это все внебюджетные средства. Но капремонты мы, конечно, сами не потянем — это будут бюджетные средства. Часть перезапуска — именно физическая, а часть — контентная. Мы полностью обновили репертуарную политику, программу специальных программ и показов. Физическая модернизация плюс контентное обновление, перезапуск политики специальных мероприятий, показов, кинособытий — сочетание двух этих факторов дало результат. И события бы на старой базе не работали бы, и физическое обновление без контентного ничего бы не дало — синергия этих двух факторов обеспечило рост посещаемости, доходов и улучшение репутации.

z_ph_москино-39.jpg

Репертуарная политика сети сильно изменилась?

За три года произошел переворот с точки зрения тех событий, которые мы стали организовывать. Сейчас все московские культурные институции предлагают нам постоянно делать что-то совместное — про искусство, про книги и так далее. У нас планы были расписаны на три месяца вперед (до незапланированного закрытия 17 марта). Приятно, что даже те, кого мы когда-то и не мечтали получить в партнеры, теперь приходят к нам и спрашивают, а можно ли с нами сотрудничать. Например, мы долго думали, как с корейским кино поступать, где можно права на показы приобрести, а потом вдруг пришел Корейский культурный центр и сказал, что хочет выкупить наши залы для показа корейских фильмов.
У нас постоянно проходят фестивали национального кино, на постоянной основе действует японский киноклуб — показываем японское кино с субтитрами в оригинале и главное — с пленки. Работает бразильский документальный киноклуб. Успешный проект — документальный фильм «Я—Москва» — мы запустили с Австрийским культурным центром. Мы работаем с разными культурными центрами и посольствами —от Чешского до Британского. Зачастую в этих национальных кинопрограммах показываем то, чего никогда не было и не будет в обычном прокате, — это уникальная возможность для зрителей увидеть эти картины. Мы идем вслед за спросом, — у авторского кино есть устойчивая аудитория, и она ширится. К примеру, на японском киноклубе всегда полные залы и всегда превышена регистрация. Понятно, что на бразильский док спрос меньше, чем на японский, но это дело наживное.
Мы ввели кураторство — приглашенные кинокритики у нас формулируют идею и под нее строят программу. Например, в начале марта мы запустили программу куратора Алисы Таежной «Идентификация женщины» — в ее рамках показывали фильмы, снятые женщинами — это кино 1960 - 80-х годов — сейчас, кстати, переводим эту программу онлайн: Алиса будет записывать свои подводки в видеоформате, а сами фильмы можно будет посмотреть на бесплатных онлайн-ресурсах. Недавно завершилось эхо фестиваля дебютных фильмов «Дух огня», который проходит в Югре. Отборщиком фильмов, которые по итогу ханты-мансийского фестиваля показали в Москве, был кинокритик Борис Нелепо. Кураторские программы, спецпоказы у нас теперь постоянно проходят — раньше это происходило эпизодически и хаотично.

24_Aug_Москино_Ночь_Кино_PRMK_014.jpg
Как вы конструировали аудиторию «Москино», составляли ее портрет?

У нас 13 кинотеатров, у каждого своя аудитория. Есть авторские кинотеатры сети Москино — «Звезда», «Факел», «Салют» и «Юность» — там собираются адепты авторского кино, и мы показываем фильмы с субтитрами на языке оригинала, проводим специальные программы. Есть кинотеатры со смешанной аудиторией: в нашем флагманском кинотеатре «Москино Космос» в двух шагах от метро ВДНХ, например, с полным аншлагом проходят повторные показы картин «Выживут только любовники» или «Леон» в оригинале с субтитрами. Больше всего меня порадовали три аншлаговых сеанса классических «Унесенных ветром». С другой стороны, в «Космосе» показываем и зрительское кино, условных «Мстителей» или «Холопа». Там же проводим большие премьерные показы и фестивали (например, наш большой Международный зрительский фестиваль авторского кино, который дважды проводили совместно с журналом «Искусство кино»). Есть сугубо районные кинотеатры, к примеру, «Москино Березка» в Перово или «Москино Тула» в Печатниках. Туда ходят люди с детьми, и там преимущественно семейный контент, развлекательный. Мы где-то меняем аудиторию, где-то подстраиваемся. Смотрим, кто ходит. Если понимаем, что люди из центра города не поедут сюда, то подстраиваемся под жителей района. Есть «Салют» и «Юность», — там изначально был зрительский и детский контент, мы его полностью, кардинально поменяли в 2018 - 19 годах — теперь там показы авторского кино на языке оригинала с субтитрами. Поменяв репертуар, мы полностью сменили аудиторию. Сделали это целенаправленно, увидев потенциал. К тому же рядом с «Салютом» и «Юностью» располагаются коммерческие кинотеатры, — какой смысл с ними конкурировать, если можно найти свой формат. В целом, мы видим сегодня потенциал у авторского кино — этого предложения недостаточно в Москве, особенно после закрытия кинотеатров «35 мм» и «Соловья». Кино на языке оригинала становится популярнее в Москве. И что важно: некоторые зрители приучают и своих детей детей смотреть кино на языке оригинала (я и сама приучаю своих). Ты слышишь оригинальный посыл, оригинальный саундтрек вне зависимости от качества дубляжа, и во-вторых (даже если не знаешь языка),слышишь голоса реальных актеров — это другое ощущение от кино. Аудитория такого кино сейчас расширяется — даже если язык оригинала французский, а не английский, люди идут.

5PPPGq-qggw.jpg

Ваше отношение к сносу «Соловья»? 

Это здание безусловно требовало реконструкции, было опасным с точки зрения инженерии и противопожарных систем. Вопрос, конечно же, что появится вместо него. Но сделка по продаже была организована больше 10 лет назад, и оспаривать сегодня ее результаты было бы некорректным, в любом случае. С культурной точки зрения, конечно, важно иметь в городе кинотеатр длительного и повторного показа, — «Соловей» этим славился и мог себе позволить такую политику благодаря большому числу кинозалов. Но в Москве в последние годы культура повторного показа продвинулась далеко вперед. Наша сеть Москино, «Каро Арт» и многие другие проводили специальные показы классики мирового кино. А прокатчики широко выпускали в повторный прокат такие картины как «Матрица», «Бойцовский клуб», фильмы Тарковского и анимацию Миядзаки. Недостатка в артхаусном репертуаре нет. Конечно, «Соловей» выполнял еще и функцию районного кинотеатра, но расположенный не так далеко «Октябрь» взял на себя функции повторного проката, у них есть и сеансы по 100 рублей. «Каро» тем самым работает с локальной аудиторией. У нас открываются и новые районные кинотеатры — ADG Group в прошлом году запустила один кинотеатр (Ангара), в этом году они планируют еще десять.

У вас есть большая коллекция кино на пленке. Зачем сегодня пленка?

Это наше достояние — почти 50 тысяч фильмов на пленке. На вопрос «зачем» есть, как минимум, один ответ — часть этих картин до сих пор не оцифрована. К тому же это наша «фишка». Синематеку мы получили в удручающем виде. В конце 2016 года в кинотеатре «Тула», где находится архив, проходил капремонт, вся коллекция была свалена в подвале. В 2017 - 18 году мы оборудовали фильмофонд, смонтировали систему газового пожаротушения, сейчас организуем подходящий температурный режим, провели инвентаризацию и ревизию фильмофонда. Программа «Синематека» стартовала у нас с осени 2018 года, за прошлый год было 200 пленочных показов. Мы единственная сеть в Москве, которая сохранила пленочные проекторы как таковые.

фильмофонд москино Тула-041.JPG


Как проходил ребрендинг и почему выбрали ретро-стилистику?

Мы привлекли для создания фирменного стиля мастерскую известного арт-директора Дмитрия Барбанеля, его мастерская создавала и фирменный стиль и ВДНХ, и ГМИИ им Пушкина, и Даниловского рынка. Фирменный стиль у нас монохоромный. Шрифты разработаны специально под нас. Они стилизованы под 1960 - 70-е, но это современные, модные шрифты. Мы не пытаемся создать ни на образном уровне, ни по факту современные киноплощадки с попкорн-муви и так далее. Когда 40 — 50 лет назад эти кинотеатры открывались, они были точками притяжения районов, местами силы, а не развлечения, как нынешние коммерческие мультиплексы. Мы пытаемся воссоздать тот дух как показами, так и лекциями, встречами с критиками и так далее, даже кофейнями. Пытаемся создать другую эстетику, которая должна передаваться сквозь фирменный стиль. Это отличает нас от яркости и аляповатости коммерческих кинотеатров — монохром показывает, что мы другие.

Москино Звезда вывеска.jpg

У вас дешевые билеты в кино и сравнительно дорогие кафе. Почему?

Стоимость билетов в кино в нашей сети действительно существенно ниже, чем в любой коммерческой сети. В партнеры мы позвали разные концепции в разные кинотеатры. Есть, например, Nook coffee&Cinema, которое работает в кинотеатрах «Молодежный», «Полет», «Искра», «Вымпел», «Березка», «Тула», есть Kaffebröd в кинотеатрах «Космос» и «Спутник». Совсем недавно у нас появились новые партнеры — Capuccino Kids — совместный проект ресторанного критика Александра Сысоева и ресторатора Егора Невейкина. Они открылись в наших кинотеатрах «Звезда» и «Салют». Все проекты отличаются друг от друга. Мы постоянно боремся за демократизацию. У нас чашка эспрессо от 90 - 100 рублей. Мы выбрали разный формат кофеен, но в целом это третья волна кофейщиков, которые продвигают идею кофе как гастрономического опыта. Везде есть базовые позиции в меню, есть гастрономические, с домашними сиропами без химии, на фермерском молоке и так далее. Я бы не сказала, что у нас сильно дорого с учетом предлагаемого качества. В «Звезде», например, можно взять за 250 рублей кинобранч — кофе и десерт. 

В начале марта мы открыли в кинотеатре «Тула» новый формат кафе — «Фрёкен Кук». Первоначально мы звали туда кафе «Андерсон», но Печатники их немного испугали, А там такая площадка, что семейное кафе с возможностью детских праздников, лепки пасты и прочее-прочее очень кстати. В итоге «Фрёкен Кук» открыли ребята, которые развивают Nook coffee&Cinema - это их первый опыт семейного кафе.

Москино Молодежный кафе.jpg

Как работает Кинокомиссия? Допустим, приходит условная Аня Меликян и говорит: «Хочу перекрыть Тверскую для съемок». Что происходит дальше?

Дальше она нам говорит, когда и что она хочет снять, и если перекрыть Тверскую, мы подаем документы от Москино за подписью Московской кинокомиссии в Департамент транспорта в комиссию по перекрытию улиц, рассказываем, что есть такая Аня Меликян, которая снимает, допустим, фильм «Трое» (недавно снимался), сами идем туда на комиссию (не Аня Меликян, которая с ними на одном языке не говорит, а сами идем на эту еженедельную комиссию), дальше пишем письма во все инстанции, где это нужно согласовать, от префектуры до МВД, получаем все разрешения, дальше говорим: «Аня Меликян, вот тебе все согласовали», или: «Аня Меликян, тебе не согласовали, потому что просят подвинуться на другой день и другое время, давай это обсудим». Платить за это продюсер фильма не будет - город не берет деньги за аренду улиц под съемки. Недавно разбирали такую ситуацию с парком «Зарядье» - территория не может облагаться арендой. Если съемки ведутся внутри помещений, тогда платить придется и немало: необходимо компенсировать хозяйственные расходы- электричество, плюс то что люди не пришли на какие-то мероприятия или аттракционы - выставляется некий счет. Мы не можем гарантировать, но стараемся помочь кинопроизводителям. Обычно получается. 

Вы читаете сценарии? Допустим, приходит человек и говорит, что собирается снимать кино как мумия Ленина сбегает из Мавзолея. Что вы будете делать?

Предметно стараемся не читать — творческой задачи у нас нет. Мы спрашиваем синопсис, просим показать сцены, которые снимаются на городских локациях, смотрим на предмет законности описываемого. У нас, по сути, две мотивации: снижение административных барьеров и соблюдение законности. Наша главная задача — экономическая. Мы хотим помочь вырасти индустрии в городе. Конечно, мы больше рады фильмам, которые посвящены Москве, создают ее позитивный образ. Но это не значит, что мы не будем помогать тем, кто снимает в Москве какой-то другой город (так тоже бывает). Мы руководствуемся поручением мэра сделать город открытым для кинопроизводства - чтобы киносъемки не переезжали в Минск, Киев, Прагу и так далее. Что они будут снимать — их личное дело. Деньги киноиндустрии должны оставаться в городе — такова позиция столичных властей. У нас есть задача стимулировать съемки в Москве, чтобы создавать рабочие места в киноиндустрии и чтобы на экране появлялся наш современный город. Мы помогаем с выбором локаций. У нас есть база и люди, которые работают в отделе по киносъемкам — они бывшие локейшн-менеджеры, которые понимают все в городских локациях. Работа Кинокомиссии очень продуктивная. Многие выбирают сейчас Москву как место действия и место съемки. Еще несколько лет назад об этом можно было только мечтать.

Копия фото в интернет-415.jpg

Когда Вуди Аллен снимал «Вики, Кристина, Барселона», мэрия Барселоны вложила в фильм миллион евро, каталонские власти добавили еще полмиллиона. В Москве такое возможно?

«Вики, Кристина, Барселона» - очень успешный кинотуристический кейс. На самом деле Аллен еще и Лондону дополнительный поток гостей дает - продаются даже карты, где отмечены места действия «Матч пойнта». Рано или поздно у нас появится какой-то альтернативный Вуди Аллен. Вопрос не в финансировании - в наше время любая гениальная идея находит финансирование. Просто пока такой идеи и такого сценария не нашлось - но это постоянно обсуждается. В Тбилисси сняли очередной «Форсаж», а в Москве пока не сняли — это для нас вызов. В кулуарах все это обсуждается. Но найти такой проект и поддержать его - не ключевая задача Москинокомиссии - это разовая PR-акция, которая хороша для туризма, имиджа. Наша история - системно поддерживать московскую киноиндустрию.


Как вы относитесь к ситуации с «Художественным»? Когда там закончится стройка и что в итоге получится?

Это один из важнейших, старейших кинотеатров Москвы. Ему в прошлом году исполнилось 110 лет, а на ноябрь 2020 года было запланировано открытие. Надеюсь, что на сроках окончания работ и, соответственно, на дате открытия не скажется ситуация с короновирусом. Я была на стройке месяц назад, они тогда приступали к черновой отделке. Мы контролируем процесс, ведь «Художественный» находится на балансе «Москино». Город передал кинотеатр Александру Мамуту в аренду на 20 лет с условием, что он отреставрирует кинотеатр за свой счет. Все работы, который там проводятся, соответствуют реставрационным нормам и технологиям, потому что иначе там нельзя. Важно отметить, что все исторически значимые декоративные элементы времен Шехтеля — то, что является культурным наследием — были сохранены еще при демонтаже в 2015 году (тогда демонтаж, к сожалению, не был закончен городом из-за недобросовестного подрядчика) и законсервированы, а сегодня бережно реставрируются в мастерских профессиональными реставраторами. А все разговоры про утрату наследия полностью недостоверны — утрачены, если можно так сказать, были лишь элементы позднего советского периода, которые и планировалось демонтировать. Все исторические элементы, сохранившиеся к 2010-м, удалось сохранить.
Но когда рабочие очистили от штукатурки внешние стены, оказалось, что состояние фасадов аварийное - кладка рассыпается. Вычинку производят по всей технологии реставрации - каждый кирпич, который разваливается, заменяется. Кирпичи в пригодном состоянии остаются на месте. Старую деревянную крышу по проекту требовалось демонтировать, на то же место поставят новую из соответствующих материалов. Все участники проекта знали, на что подписывались, однако по итогу у Мамута возникли финансовые проблемы, и два года работы по реставрации кинотеатра не велись. Затем, летом 2019 года, в стройку вложился «Сбербанк», который потратил на проект больше миллиарда рублей. «Сбербанк» привлек своего генерального подрядчика. Я раньше вообще таких качественных строек в Москве не видела.Там на объекте больше 200 человек трудятся ежедневно, при этом высочайший уровень производства работ.


Репертуарной политикой «Художественного» будет заниматься Мамут?

Да, но у города и Москино закреплена возможность проводить там собственные мероприятия на безвозмездной основе 30 дней в течение года. Это социальные обязательства арендатора.

Кейс кинотеатра «Пионер» был для вас показательным, когда вы начинали реформы Москино?

Если честно, благодаря этому кейсу я согласилась на должность гендиректора Москино. Когда-то директор «Пионера» Мэри Назари меня вдохновила, сказав, что городские кинотеатры возможно запустить в другом формате. Идея мне запала, я обсуждала с Мэри, как «Пионер» экономически устроен, как они в принципе работают. Понятно, что «Пионер» — бутиковая история, несетевая, и она управляется персонально одним человеком, но кейс небольшого кинотеатра, который в умелых руках становится явлением городского масштаба, меня вдохновляет. Это доказательство, что Москино можно вывести на какой-то другой уровень, —  и концептуально, и содержательно.