Город не лег под колеса - Московская перспектива

Город не лег под колеса

Город не лег под колеса
Город не лег под колеса Фото: mos.ru
Москва превратилась из столицы пробок и автомобилей в мегаполис для людей

Считалось, что, наверное, это и есть сущность города — строить, строить и строить как можно больше и где только возможно, напомнил мэр на форуме «Трансформация». И добавил: «Столице срочно нужно было повернуться лицом к человеку, а для этого понадобился комплекс непопулярных мер».

То, что раньше изменялось за столетия, сегодня происходит за годы, а то и месяцы. Москва преображается с ускорением, обеспечивая качественно новый уровень жизни для горожан. Такими мыслями поделился мэр Москвы Сергей Собянин на бизнес-форуме «Трансформация» в СК «Олимпийский» на прошедшей неделе.

Еще несколько лет назад перед городскими властями стоял серьезный выбор — куда двигаться Москве. Простой и очевидный путь — оставить все как есть, застраивая каждый свободный клочок земли, размечая все новые парковки, получая огромные доходы от налогов и поощряя самострой.

«В 1990-е годы на смену драйверу — промышленности — пришли другие драйверы — девелоперы, которые начали застраивать вдоль и поперек наш город. Считалось, что, наверное, это и есть сущность города — строить, строить и строить как можно больше и где только возможно, — напомнил мэр. — За первым всплеском инвестиций появилась возможность получать неплохие доходы и покупать машины, которые заполонили город. И мы считали, что город — это пространство для наших машин: сели за руль, нажали на акселератор и понеслись, а город должен лечь под колеса».

Вот только жить в Москве становилось все сложнее — пробки, переполненное метро, отсутствие мест для досуга, только лишь путь на работу и с работы. Столице срочно нужно было повернуться лицом к человеку, а для этого понадобился комплекс непопулярных мер.

Первая — создание пешеходных улиц. Глава города напомнил о переосмыслении улицы Никольской: всего несколько лет назад это был грязный и запаркованный переулок. Сегодня пешеходная улица у Кремля — один из главных центров притяжения москвичей, вокруг которого развивается малый бизнес. 

Мэр напомнил, каким шквалом критики встречали попытки закрытия улицы: «Работники кафе, ресторанов говорили: «Не трогайте нашу улицу! Не трогайте! Вы сейчас перероете ее, как мы будем работать?» А водители машин, которые там парковались, говорили: «Вы что? Неужели? Отойдите от нас, это наша улица!»

В конечном итоге вместо нескольких десятков припаркованных машин сегодня тысячи и тысячи людей гуляют по Никольской, наслаждаясь городом, общаясь друг с другом, а для того же бизнеса — кафе и ресторанов — на Никольской наступил золотой век».

Всего пару лет назад невозможно было пройти и по Биржевой площади. Огромная невзрачная парковка, с которой видно кремлевские стены. Сегодня машин на ней нет, зато сотни людей наслаждаются возможностью посидеть у фонтана в историческом центре российской столицы.

Одним из самых сложных для мэрии шагов стала организация платных парковок и администрирование парковочного пространства. «Принять решение о платной парковке, эвакуации машин, штрафов мне, мэру Москвы, который идет на выборы, — это самоубийство. Но мы приняли это непростое решение, и спасибо вам, что вы его поддержали!»

Напомнил глава города и о «ночи длинных ковшей» — грандиозной кампании по сносу незаконно построенных павильонов, ларьков и даже капитальных торговых центров:

«Город весь был заставлен тысячами ларьков и маленькими, неухоженными, грязными, криминальными рынками. Это все надо было убрать, привести в порядок. Теперь мы считаем, что город по-европейски выглядит. Но вот все убрать и привести в порядок — это была настоящая война со сносом, с мероприятием под названием «ночь ковшей» и так далее». Пришлось и регулировать девелоперов, которые с 2010 года строили в основном жилье. Требование городских властей — соразмерно возводить офисные и торговые площади, чтобы сокращать маятниковую миграцию и нагрузку на транспорт.

«Можете себе представить, если бы мы остановились на уровне 2010 года? — поинтересовался у публики Сергей Собянин. — Я уверен, что сейчас стоимость аренды торговых площадей и офисов была бы раза в два больше. Сегодня она по большому счету меньше в сопоставимых ценах, чем была раньше. Мы почти в два раза увеличили количество торговых площадей и в полтора — офисов. Это та политика, которую город проводил и будет проводить. Это возможность получать качественную инфраструктуру по оптимальным ценам».

В современном мире города сражаются друг с другом за человеческий капитал. Образованного высококлассного специалиста, который ценит комфортную среду, нужно мотивировать оставаться в городе, занимать и создавать рабочие места, платить налоги. Город должен гибко трансформироваться под его потребности и запросы. Москва успешно с этим справляется.

Сергей Собянин
Сергей Собянин
мэр Москвы
«Доля людей, которые хотели бы остаться жить в своем городе, — одна из самых высоких в мире. В Нью-Йорке хотят остаться всего 35 процентов, в Москве — 60. Впереди Лондон, но всего на два процента»