Культурный код места

Культурный код места

Культурный код места
Культурный код места
Тысячи гектаров так называемых промзон, на которых давно прекращено производство, будут использованы в интересах горожан и экономики. С начала года на территориях бывших промзон ввели в эксплуатацию 43 преобразованных объекта. Перспективы этих пространств обсудили на сессии «Редевелопмент московских промзон – исследование потенциала».

Что происходит в городе, когда из него уходят крупные заводы, а производственные здания попадают в поле зрения градостроителей? Об этом на сессии говорили эксперты, архитекторы и девелоперы. Искусствовед, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва видит в деиндустриализации естественный процесс. «Нет ничего плохого в том, чтобы дать вторую жизнь зданиям, расположенным на месте бывших промзон, – отметила она. – Промышленная архитектура предназначалась для станков, а не для людей. И перед архитекторами стоит очень сложная задача гуманизации: надо адаптировать большое промышленное пространство так, чтобы там было комфортно жить и работать человеку».

Часть бывших, в том числе и дореволюционных, промзон находится в центральной части города, некоторые сооружения имеют историческое значение. Представитель архитектурного бюро CVO CIVIL ARCHITECTS Марк Хорев рассказал о европейском опыте, когда изначальное неудобство архитектурных форм позволило создать новые уникальные объекты, подчеркнув их идентичность. Например, удалось сохранить фасадные решения бывшего сырного склада, элеватора и гипсовой фабрики – все эти здания трансформированы в жилые комплексы с сохранением внешнего облика. Переключившись на московские реалии, Марк Хорев привел аналитические данные, свидетельствующие о потенциале развития: промзонами занято 17% старой Москвы, на стадии реализации за последние десять лет находится 28% от этого пространства, градостроительный потенциал территорий – 35 млн кв. метров. «Потенциал огромен, большие площади находятся на стадии проектирования, на этом пути нас ждет много интересного», – сказал эксперт.

Архитектор Мария Яско, работавшая над проектом «Суперметалл» у станции «Бауманская», рассказала о своем опыте реновации промобъекта – бывшего цеха. «Хотелось, чтобы перед посетителями не сразу открывалось все пространство размером
с футбольное поле, – отметила специалист. – Заказчик попросил сделать антресольный этаж под микроофисы площадью по 20–40 метров. Помимо этого на первом этаже оборудовали еще несколько офисных ячеек. Это помогло создать очень уютный объем, несмотря на изначальную промышленную агрессивность». Эксперты сошлись на том, что при реновации перед архитектором стоят три главные задачи: грамотно вписаться
в существующую инфраструктуру, почувствовать культурный код места, обеспечить историческую преемственность. Также важна сомасштабность среды: архитектор должен понимать, что основным пользователем большого промышленного пространства становится человек.
Также участники дискуссии признали, что путь масштабного переосмысления промзон, несмотря на активные работы на территории бывших промышленных гигантов типа заводов «ЗИЛ» и «Серп и Молот», еще только начинается. «Это эволюционный путь, который необходим, и наконец-то он начался», – заключила Елизавета Лихачёва.

Теги: #